Страничка руководителя физического воспитания

Здоровье в порядке - спасибо зарядке

Информационный листок

  ЗДОРОВЬЕ В ПОРЯДКЕ - СПАСИБО ЗАРЯДКЕ!

     Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой,       он сам стремится двигаться и охотно вы­полняет все новые и новые задания.  С детьми надо заниматься физическими упражнениями несколь­ко раз в день. Утренние упражнения — сразу после сна, в резуль­тате чего «разминаются» мышцы, улучшается кровообращение в тканях. Зарядка помогает малышу быстро стряхнуть с себя остатки сна и включиться в дневной ритм, поэтому старайтесь как можно раньше воспитать у детей привычку делать утреннюю гимнастику, особенно у тех, которые с трудом просыпаются и нео­хотно встают с постели.  Продолжительность утренней гимнастики связана с возрастом детей. Трехлетний ребенок выполняет ее в течение 4—5 минут, а ше­стилетний занимается уже 10—12 минут.  Интенсивность нагрузки по­степенно растет. Во время зарядки лучше использовать легкие и уже хоро­шо знакомые малышу упражнения. Чтобы комплекс не наску­чил ему, упражнения следует менять, а лучше всего использо­вать детскую и эстрадную музыку, стишки. Например:

Просыпайся, поднимайся,

 Застилай свою кроватку,

Вместе сделаем зарядку!

Руки вверх, руки вниз,

На носочки поднимись.

Повтори наклон раз пять,

А   теперь, дружок,пр исядь!

При подборе упражнений для утренней гимнастики обращайте внимание на последовательность выполнения упражнений.

  • 1 или 2 потягивания, ходьба на месте, легкий бег
  •  упражнения для рук и плечевого пояса;
  •  упражнения для туловища, ног;
  • бег и ходьба на месте.
свернуть

Игры и весёлые забавы в Масленичную неделю

                                   Игры и весёлые   забавы   в  масленичную неделю

Изображение

          В эти дни проходит масленичная неделя. Народный праздник Масленица славится не только песнями, музыкой и гуляниями, но и веселыми забавами с детскими играми. Недаром говорят, что провести масленичную неделю нужно весело, чтобы привлечь удачу на следующий год. Редко какой ребенок устоит на месте, видя, как другие весело резвятся. Предлагаем вашему вниманию несколько подвижных развлечений, хороводных игр, забав с конкурсами:

                                                                     Подвижные  игры

«Маша-растеряша»

     Участники, берясь за руки, образуют длинную цепочку, в начале которой встает ведущий. Игра начинается с бега ведущего, постоянного меняющего направление движения, по площадке. Цепочка из играющих должна бежать за ним, руки при этом отсоединять нельзя. Особенно сложно приходится последним из цепочки. Кто теряет равновесие, падает, тот выходит. Побеждают самые стойкие.

«Горелки»

       Одна из популярнейших потех для детей на улице. Игроки встают парами, соединяя вверху поднятые руки. Ведущий находится в пяти шагах от колонны. Далее все произносят слова горелки:

«Гори - гори ясно, чтобы не погасло! Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят:

 - Дин-дон, дин дон, выбегай скорее вон!»

С финальными словами последняя пара отпускает руки и бежит вперед вдоль своей линии. Добежав до начала, они снова встают в пару. Ведущий в это время пытается кого-то из них поймать. Если ему это удается, то он встает с попавшимся в пару, а оставшийся участник становится ведущим.

«Воробьи и вороны»

Играющие делятся на две команды: воробьи и вороны. Когда ведущая произносит: «Воробьи», эта группа начинает ловить «ворон». После сигнала: «Вороны» последние начинают ловить «воробьев».

«Подснежники»

Для игры нужно подготовить много искусственных цветов. Дети делятся на две команды и поют весеннюю запевку:

Весна, Весна красная,

Приди, Весна, с радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С дождями сильными,

С цветами обильными.

   Во время запевки водящий разбрасывает по площадке цветы. Как только песня заканчивается дети начинают собирать цветы. У какой команды окажется больше цветов, та и победила.

«Заря- зарница»

   В эту веселую подвижную игру можно играть с большой компанией детей. Для игры нужна будет яркая атласная лента.Дети становятся в широкий круг, руки у каждого за спиной. Водящий - "Заря" ходит с лентой в руках вокруг хоровода и поет:

Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые

За водой пошла

Как только пропеты последние слова песенки водящий кладет ленту на плечо одному из детей в хороводе и убегает. Ребенок должен взять ленту и бежать с ней в другую сторону. Каждый из них стремиться занять освободившееся место в кругу. Тот, кто успел стать на место, остается в кругу, а оставшийся становится "Зарей". Эту игру можно усложнить, если сам хоровод детей тоже будет двигаться. В какую сторону пойдет движение нужно определить заранее.

                                                         Веселые игры с музыкальным сопровождением

«Сковорода»

    Играющие, держась за руки, образуют круг. В его середине краской вычерчивается круг, так называемая «сковорода». Под медленную мелодию все движутся по кругу. При звучании быстрых нот каждый пытается затолкнуть соседа в «сковороду». Руки при этом расцеплять нельзя, а упираться можно только ногами. Тот, кто ступит на «сковороду», будет считаться «испекшимся».

«Веселые музыканты»

     Детям выдают разные музыкальные инструменты, причем один из них – дирижер — остается ни с чем. Под негромкую музыку все играют на своих инструментах. По сигналу дирижера музыка становится громче, все кладут инструменты и начинают бежать по кругу. Как только музыка остановится необходимо схватить любой попавшийся инструмент, причем дирижеру тоже. Тот, кто остался ни с чем становится новым дирижером.

«Метелка»

     Ребятишки становятся в ряд и начинают передавать друг другу веник. Все это действо сопровождается веселыми мотивами. Когда музыка замолкает тот участник, у которого веник оказывается в руках, должен рассказать стишок, спеть частушку или отгадать загадку про масленицу.

                                                                            Хороводные забавы

Детям можно предложить следующие варианты хоровода:

«Ваня-простота»

В центр хоровода встает Ваня, в руках которого игрушка-лошадка. Водя хоровод, все поют:

«Ваня, Ваня-простота, купил лошадь без хвоста. Сел задом наперёд и поехал в огород!»

После песни все убегаю, а Ваня их ловит. Тот, кого он словит становится новым Ваней.

«Карусель»

     Для потехи нужен высокий шест с разноцветными лентами, который вращает ведущий. Дети хватаются за ленты и бегут вокруг шеста. При этом в зависимости от возраста можно видоизменять развлечение. Так, малышам вполне будет достаточно менять направление и темп движения. Деткам постарше можно устроить такую забаву: пусть они под веселую музыку бегают по кругу вокруг шеста, не трогая при этом ленточки. Когда музыка прекратится нужно успеть ухватиться за ленточку, которых на одну меньше, чем участников.

                                                                                     Игры с конкурсами

«Платочек симпатии»

 Инвентарь: ворота буквой П или обычный уличный турник, разноцветные платочки.

         На перекладину подвешиваются разноцветные платочки. Задача мальчиков (а соревнуются именно они) подпрыгнуть, сорвать платочек и подарить его понравившейся девочке.

«Метание валенков»

Инвентарь : валенки

 Нужно метнуть валенок на как больше дальнее расстояние.

       Интересные забавы, развлечения и игры для улицы смогут увлечь детей любого возраста и скрасить даже пасмурный день не только во время масленичной недели.

По материалам сайта:  https://sch9.by › istoriya-belorusskoi-maslenitsy

свернуть

Активный детский отдых зимой

                                                   Информационный листок

                          «Активный детский отдых зимой»

      Зимой, как и в теплое время года, ребенку важно бывать на свежем воздухе. Активный отдых в это важная составляющая переохлаждений и заболеваний - ребенку необходимо двигаться, для чего нужна удобная (не стесняющая движений) одежда и обувь.Для зимних спортивных упражнений детям предоставляют лыжи, коньки, санки.

     Лыжи предлагают малышу уже с 3-х лет. Высота лыж: малышу - до локтя поднятой вверх руки, более старшему ребенку - по поднятой вверх руке без учета кисти. Лыжные палки ниже уровня плеч на 3-5 см. Ботинки с широким носком и двойным языком, на 1-2 размера больше, чтобы можно было надеть две пары носков. Лыжи (если деревянные) не должны иметь сучков, трещин, шероховатостей на скользящей поверхности. Крепление у младших детей мягкое (сзади - резиновая петля). У старших дошкольников крепление полужесткое.  Младшие учатся ходить по ровной лыжне ступающим и скользящим шагом, дети старших групп ходят переменным двухшажным ходом с палками, поднимаются на горку «лесенкой», «елочкой», спускаются с горки, ходят по пересеченной местности.

   Коньки с ботинками дают детям с 5-ти лет. В местностях с теплым климатом: шире используются роликовые коньки.

  Санки. Общеизвестное зимнее развлечение детей с самого младшего возраста. Ребенок может всю прогулку увлеченно заниматься только одними санками- не только кататься с горки, но и бегать с ними, толкать, возить кого-либо и др.

 Хоккей. Старших дошкольников можно обучить играть в хоккей. Для хоккея нужны клюшки (длина 60-70 см) и шайбы пластмассовые, резиновые (диаметр 5-6 см, высота 2-2,5 см, масса 50-70 Г). Дети учатся передавать мяч (шайбу) друг другу в парах, забрасывать в ворота, ударяя по мячу (шайбе) с места и после ведения.

   Можно организовать метание снежков в цель, лазание по лесенкам- стремянкам и горкам, лепку снеговиков и разные постройки из снега.

Литература:

Шишкина, В.А. Двигательное развитие до­школьника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.А. Шишкина. — Минск: Нац. ин-т образования, 2011.

свернуть

Зимние забавы и игры для детей на воздухе

                                Зимние игры и забавы для детей на воздухе

     Представляем вашему вниманию подборку зимних игр на прогулке для детей. Отличаются они по степени подвижности – от бурных салок до спокойной игры на внимание. Холод и снег – не повод сидеть в помещении! Играйте, гуляйте и веселитесь! А за это Зима подарит вам и нашим детям румяные щечки.

Снежиночки - пушиночки

    Дети движутся гурьбой вокруг снеговика, повертываясь одновременно и вокруг себя. Через некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону. Взрослый говорит:«снежиночки-пушиночки устали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть».

Зима пришла!

     Дети разбегаются по площадке и прячутся, присаживаясь на корточки за снежными валами, горкой, снеговиком и т. Взрослый говорит: «сегодня тепло, солнышко светит, идите гулять!» дети выбегают из укрытий и разбегаются по площадке. На сигнал: «зима пришла, холодно! Скорей домой!» — все бегут на свои места и снова прячутся.

Снежинки и ветер

   Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу взрослого: «ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки!» — разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Взрослый говорит: «ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок». Дети сбегаются в кружок и берутся за руки.

Берегись, заморожу

    Все играющие собираются на одной стороне площадки, взрослый с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу», - говорит он. Дети бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в «доме».

Мороз – красный нос

    На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки лицом к ним становится водящий — мороз — красный нос. Он произносит:

Я мороз — красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

   После этого они перебегают через площадку в другой дом, мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг мороз, и стоят так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает, скольких играющих удалось заморозить. При этом учитывается, что играющие, выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся в доме после него, тоже считаются замороженными. После каждой перебежки выбирают нового Мороза. В конце игры подводится итог, сравнивают, какой Мороз заморозил больше играющих. Правила: перебегать через площадку после окончания слов; замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз.

На метле

   Для игры необходимы две метлы (можно веники). Перед каждой командой нужно создать ряд препятствий: точка старта (исходная позиция для команд, средняя точка (через 3-4 метра, точка финиша. Между средней точкой и точкой финиша на небольшом расстоянии друг от друга устанавливаются 5-7 кеглей. Метла находится на средней точке. Первый участник команды бежит к метле, затем скачет на ней до финиша, и обратно к средней точке, стараясь при этом не задеть кегли. Стоя на средней точке, игрок должен бросить метлу следующему участнику команды и отойти в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не выполнят условия. Побеждает та команда, которая справится с заданием быстрее.

Ветер северный, ветер южный

    Для игры выбирают двух ведущих. Одного назначают «северным ветром», другого — «южным ветром».Остальные игроки разбегаются по площадке. «Северный ветер» должен ловить участников игры и «замораживать» их. Пойманные игроки должны остановиться. Задача «южного ветра» — «разморозить» игроков, прикоснувшись к ним рукой и произнеся «Свободен!». «Северный ветер» также может поймать и заморозить «южный». Для того чтобы разнообразить игру, участники могут меняться ролями.

Синицы и снегири

   Это один из вариантов игры в салочки. Дети делятся на две команды: одна команда — «синицы», другая — «снегири». Можно выбрать и другие названия, главное, чтобы их удобно было произносить. Ведущий называет одну из команд, и та должна ловить участников другой команды.  Например, сначала «синицы» ловят «снегирей», затем наоборот.

Снежная королева

  Из числа играющих выбирается Снежная королева. Дети разбегаются по площадке, а Снежная королева старается дотронуться до них. Тот, кого она осадила, превращается в льдинку и должен стоять на месте. При повторении игры выбирается другой водящий - Снежная королева.

Пингвины

  Дети стоят на линии старта. У каждого ребенка по мешочку с песком. По команде дети зажимают мешочек между коленями - они пингвины. Пингвины шагом передвигаются до условного места – льдин. Когда все дети переберутся на льдину, игра заканчивается.

Салки со снежками

   С помощью считалки выбирается водящий, который находится в центре круга. У водящего заготовлены снежки. По сигналу дети разбегаются по площадке, задача водящего осалить заготовленными снежками детей не выходя их круга. Игра заканчивается, когда у водящего закончатся заготовленные снежки.

Ледяные ворота

Двое детей встают в круг и поднимают руки, изображая ледяные ворота. Все остальные, взявшись за руки, проходят под воротами, приговаривая:

Ледяные ворота пропускают не всегда

Первый раз прощается, второй запрещается,

А на третий раз заморозим вас!

На последних словах «ворота» опускают руки, те, кого поймали, тоже становится воротами. Проведение таких игр позволит не только сделать вашу прогулку интересной, но и использовать её эффективно для развития движений у детей.

        Замарожаныя

Па лічылцы:

Дзед Мароз,Дзед Мароз

Бабу снежную прынёс,Баба,баба, снегавуха,

Не хапай мяне за вуха!-

 дзеці выбіраюць Дзеда Мароза і разбягаюцца па пляцоўцы. Дзед Мароз бяжыцьза імі і імкнецца дакрануцца да аднаго з дзяцей рукой,замарозіць яго. Замарожаны павінен спыніцца і расставіць рукі ў бакі. Гульня заканчваецца,калі будуць замарожаны ўсе дзеці. Затым выбіраюць новага Дзеда Мароза і пачынаюць гульню спачатку. Замарожанае дзіця павінна расставіць рукі ў бакі і не рухацца.

 

Литература:

1.    Болбат Н.Г.  Занимаемся спортом в игре: подвижные игры и игровые упражнения для детей  / сост. Н.Г. Болбат; Мин. обл. ин-т развития образования.-  Минск: Мин. обл. ин-т развития образования, 2017.- 40 с.
2.     Зацепина М., Антонова Т. Народные праздники в детском саду / Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. М., 2008
3. Вількін Я. Р. Беларускія народныя гульні / Маст. В Пачкаева.- Мн.: Беларусь, 1996. С.16

свернуть

Формирование осанки у детей дошкольного возраста

Формирование осанки у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст - период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы - разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчивая легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.

 Отчего может нарушиться осанка? Вот некоторые из многих причин:

 1. Мебель, не соответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Поэтому либо нужно всегда помнить о соответствии стульев и столов, как в детском саду, так и дома, либо не мешать ребенку больше времени проводить в свободной позе, как это принято во многих зарубежных дошкольных учреждениях и школах.

 2. Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.

 3. Привычка ребенка стоять с опорой на одну и туже ногу.

Правильная ходьба та, при которой масса тела равномерно распределяется на обе ноги (проверка: поставьте ребенка на разные напольные весы, так, чтоб одна нога была на одних весах, другая на других и проверите показания).

 О равномерном распределении массы тела можно говорить тогда, когда ступни при ходьбе параллельны. Вот почему воспитание правильной ходьбы - это помещение ребенка в такую ситуацию, когда ноги его окажутся параллельными, например ходьба по узким дорожкам, доскам.

Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, (калачиком) и пр. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки за спину стула, поджав под себя ногу). Спать нужно на твердой постели, на которую ребенок будет опираться костными выступами, но мышцы при этом не должны быть в состоянии постоянного напряжения, поэтому нужен еще мягкий матрац и подушка. Лучше всего, если подушка находится между щекой и плечом, она может быть даже достаточно мягкой, но небольшой. Лучшая поза для сна - на спине, с разведенными в стороны руками, согнутыми в локтевых суставах.

Нарушения осанки чаще всего развивается у малоподвижных, ослабленных детей с плохо развитой мускулатурой, поэтому необходимы гимнастические упражнения для качественного укрепления тех мышц, которые обеспечивают хорошую осанку.

Отклонения в осанке не только не эстетичны, но и неблагоприятно сказываются на положении внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие - меньшее поступление кислорода к тканям. Еще более важна хорошая осанка для девочки как для будущей женщины.

Сидение не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы - разгибатели (особенно если их не укрепляли раньше) еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.

 Как облегчить процесс сидения? Что значит правильная посадка?

       При правильной посадке бедра находятся под прямым углом к позвоночнику и голеням, подошвы касаются пола всей поверхностью. Плохо, если ноги не достают до пола или сиденье настолько низко, что голени поднимаются выше уровня тазобедренных суставов. Спина должна быть параллельна спинке стула. Если она наклонена вперед, может развиться сутулость, если излишне опирается на спинку стула, это будет способствовать формированию круглой спины. Кисти и предплечья должны свободно лежать на столе. При такой посадке лопатки хорошо зафиксированы, и ребенок может свободно и глубоко дышать. Очень высокий стол вызывает подъем локтей и компенсаторное искривление позвоночника, при низком столе ребенок сутулится и сгибает туловище вперед. Так что неправильная посадка за столом - это фактор не только неправильной осанки, но и повышенной заболеваемости всех внутренних органов (ОРЗ, атония кишечника).

 Что значит стоять для дошкольника?

     Стояние, особенно в определенной позе, очень утомительно для ребенка, так как мышцы спины быстро расслабляются, не выдерживая статической нагрузки. Поэтому малыш начинает переступать, пытаясь прислониться к чему-нибудь.

Как не пропустить нарушения осанки? Предупредить всегда легче, чем лечить!

     На первых порах нарушения переходящие. Если ребенок, несмотря на все правильные профилактические мероприятия, предпочитает неправильные позы и положения, нужно обратиться к врачу или врачу или врачу ЛФК и строго выполнять его рекомендации. Постоянные напоминания о том, как правильно ходить, ничего не дадут, так как ребенку в этом возрасте нужно повторить одно упражнение от 33 до 68 раз, чтобы понял и воспроизвел точно это движение. Поэтому здесь на помощь придет гимнастика - специальные тренировочные упражнения, способствующие воспитанию правильной ходьбы, развитию чувства, равновесия, координации движений, формированию стопы и укреплению мышечного корсета спины.

Для воспитания правильной ходьбы и чувства равновесия учите ребенка ходить с параллельными стопами. Это можно делать на дорожках, скамьях, ступеньках, стесанном бревне, начерченных мелом извилистых дорожках. Кромка тротуара - великолепное пособие для этого.

Для профилактики плоскостопия можно использовать любую «колючую» поверхность - вплоть до резиновых ковриков, о которые мы вытираем ноги, а также любые тренажеры, которые сейчас продаются.

Литература:

1. Боковец, Ю.В. Стройность и красота / Ю.В.Боковец. – Мозырь: Белый Ветер.  2012

2. Боковец, Ю.В. Королевские манеры в играх дам и кавалеров / Ю.В.Боковец. Климович И.И. – Мозырь: Белый Ветер,  2009

свернуть

Осень - чудная пора, любит осенние игры детвора!

ОСЕНЬ — ЧУДНАЯ ПОРА,

ЛЮБИТ ОСЕНЬ ДЕТВОРА!

          Игр, в которые можно играть на свежем воздухе огромное количество. Одни развивают силу, ловкость, смекалку, координацию движения, быструю реакцию. Другие активизируют логическое мышление, расширяют кругозор.

  «Найди свой гриб»          

         В разных местах  рядом стоят дети в шапочках грибов.  Остальные дети встают группами вокруг каждого «грибочка» и берутся за руки, образуя кружки.  На спокойную музыку дети водят хоровод вокруг «грибочков». С окончанием музыки все дети разбегаются по залу. Когда музыка заиграет вновь «грибочки» останавливаются,  а  дети ищут свой грибок. Чей кружок соберется быстрее.

                                                                «Осенний хоровод»

       Осенний хоровод поможет детям запомнить форму листьев разных деревьев и научит действовать согласованно. В середине круга находятся листья трех – четырех видов деревьев. Количество каждого вида листьев соответствует количеству детей. Дети водят хоровод вокруг листьев. Взрослый произносит: «Раз, два, три, листик березы скорей бери!» Дети подбегают к листьям, находят листья березы и поднимают их вверх, затем складывают отдельно на землю. Хоровод продолжается до тех пор, пока листья в круге не закончатся.

                                                                 «Филин и птицы»

      Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры: дети выбирают себе имена тех птиц, голос которых они могут воспроизвести, например, ворон, уток, журавлей. В двух противоположных концах комнаты обозначаются места для гнезда «филина» и дома «птиц». По считалке выбирается «филин». Он уходит в свое гнездо и сидит там. В это время дети бегают по центру комнаты, изображая выбранных ими птиц с помощью движений и звуков.

Ведущий кричит: «Филин!» Все дети-«птицы» стараются быстрее занять место в своем доме, а «филин» пытается поймать одну или несколько «птиц» и верно определить, что это за «птица».

Особые замечания: если «филин» угадывает, пойманный становится «филином», и игра продолжается.

 

                                               «Раз-два-три! Этот лист бери!»

     Цель: обучение детей двигаться по участку детского сада, чередуя ходьбу с бегом и другими движениями; упражнять в ходьбе и беге с остановкой на сигнал взрослого; развитие  слухового внимания; упражнение  в сохранении правильной осанки.

Ход игры:

Игра проводится во время листопада. По предложению взрослого дети начинают произвольно двигаться по участку  (идут шагом, бегут, кружатся, машут руками,  на слова взрослого: «Раз-два-три! Желтый лист бери!» игроки должны найти среди опавшей листвы лист заданного цвета и поднять его. Выигрывает тот игрок, кому это удалось сделать первому.

Условие игры: брать можно только опавшие листья.

Затем взрослый снова предлагает детям отправиться на прогулку по участку и может предложить следующие задания:

- Раз-два-три! Красный лист бери!

- Раз-два-три! Кленовый лист!

- Раз-два-три! Два листа бери!

- Раз-два-три! Такой же как у меня лист бери!

- Раз-два-три! Ничего не бери!

 

                                                               «Осенний урожай»

      Предварительно перед игрой детей можно научить плести венки из листьев.

Ход игры:

    Выбирается Осень, на голову которой одевается венок. Остальные дети стоят в кругу, взявшись за руки и закрыв глаза. Осень идёт по кругу за спинами участников под произносимую хором считалку:

Осень, осень,

В гости просим.

Заходи в наш огород,

Приноси нам вкусный плод!

На последнем слове Осень касается ближайшего игрока рукой и убегает от него по кругу. Осень должна занять место игрока, а игрок становится «Осенью».

                         Подвижные осенние игры можно превратить в соревнования

     Можно разделить группу детей на две команды и провести эстафету. Например, ее участникам нужно будет «собрать урожай». Для этого нужно будет положить в одну емкость фрукты (настоящие или муляжи), а по ее краям поставить корзины. С каждой команды по очереди дети должны будут бежать за фруктами, возвращаться и передавать их следующему бегуну, а тот должен будет положить фрукт в корзину, взять с емкости другой и бежать обратно. На игру дается определенное время, за которое они должны как можно больше собрать фруктов в корзину. Эстафету можно усложнить, например, на пути к корзинам нарисовать на полу осенние листья, чтобы дети бежали, наступая только на них.  (Овощи и фрукты)

                                               «Соревнования на осеннем лугу»

Ход игры:

    Все играющие встают на одной стороне игровой площадки в шеренгу за стартовой чертой. На противоположной стороне площадки на расстоянии 10 - 12 м отмечается линия финиша. Взрослый объявляет начало забавных соревнований на осеннем лугу. В этих соревнованиях дети  попеременно становятся лисичками, кузнечиками,  лошадками,  раками, лягушками и т. д.  В соответствии с ролью дети  должны добежать до финиша легким бегом, как лисички;  допрыгать до финиша на двух ногах, как кузнечики;  добежать, высоко поднимая колени, как резвые лошадки;  идти спиной вперед, как раки (для детей 7-го года жизни) или допрыгать в полуприседе, как лягушки.

Главным условием соревнований является умение услышать команду «Марш! » и начать движение. Это обусловлено тем, что взрослый, объявляя начало соревнований, произносит веселые нелепые команды: «На старт – внимание – морковка! », «На старт - внимание - молоко убежало! », «На старт – внимание – мартышка! » и т.

                                                                 «Листопад»

Цель игры: развитие ловкости, быстроты; умения работать в парах.

      Ведущий держит листик на вытянутой руке, а игроки должны попытаться допрыгнуть и сорвать его. Если это не получилось ни у одного ребенка, взрослый отпускает все листья, изображая «листопад». В эту игру можно играть парами, по очереди выполняя, роль ведущего.

                                                               «Длинная змейка»

Цель игры: развитие ловкости, быстроты, координации.

     Все дети крепко берутся за руки можно за талию впереди стоящего ребёнка. По сигналу они начинают двигаться по парку в виде «змейки», огибая всё на своём пути. Главное условие – стараться не размыкать руки и ни во что не врезаться.                                            

                                                         «Изображаем животных»

      Цель игры: развитие координации движений, пластики и умения анализировать. Необходимо изобразить различных известных детям животных, изобразить их походку, повадки. Например, двигаемся вразвалочку, как медведь, или пригнулись к земле и быстро прыгаем с ветки на ветку, как белка и т. д.

 

«Жёлудь в руках»

     Для этой игры понадобится небольшой жёлудь или орешек. Игроки встают в ряд на небольшом расстоянии друг от друга. За спиной они держат вытянутые руки, ладони раскрыты. Ведущий идёт за их спинами с жёлудем в руках. Он по очереди дотрагивается до ладоней каждого участника, делая при этом вид, что хочет опустить жёлудь именно в его руки. При этом игроки не должны оглядываться. Наконец ведущий опускает жёлудь в чьи-то руки. Ведущий говорит слова: «Жёлудь, жёлудь покажись! Жёлудь, жёлудь к нам явись!». Игрок, в чьих руках жёлудь должен вырваться вперёд, а все остальные участники справа и слева стараются схватить его, не дать ему выбежать. Если его поймали, то он становится ведущим, если нет, то игра продолжается с прежним ведущим. 

 

 

свернуть

Рекомендации родителям "Бодрость с самого утра"

Рекомендация для родителей

Бодрость - с самого утра

   С самого раннего детства необходимо формировать у ребят привычку ежедневно выполнять упражнения утренней гимнастики. Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычку (как полезные, так и вредные, например, чтение лёжа), их отношение к физической культуре. Личный пример родителей - большая сила в воспитании детей. Поэтому в тех семьях, где родители занимаются утренней гимнастикой, ребёнок с ранних лет привыкает к такому рас­порядку дня. С воспитанниками в учреждении дошкольного образования утренняя гимнастика проводится регулярно. Польза от утренней гимнастики значительно возрастает, если она проводится ежедневно, не исключая и те дни, когда ребёнок остаётся в семье. Заниматься с детьми утренней гимнастикой можно начинать с 1,5-2 лет. Несложный комплекс физических упражнений, выполняемый ма­лышом ежедневно, оказывает положительное влияние на деятельность всех органов и систем (сердечно-сосудистую, дыхательную, опорно-двигательный аппарат), способствует нормаль­ному обмену веществ, благоприятно сказывается на развитии важных двигательных умений, формировании правильной осанки и предупреждения плоскостопия, воспитывает хорошую привычку заниматься физкультурой каждый день.

     В весеннее-летнее время гимнастикой полезнее заниматься на открытом воздухе, используя с этой целью ближайший сквер, полянку, спортивную площадку у дома. Во избежание травм необходимо тщательно проверить, чтобы на месте занятий не было ям, битого стекла, торчащей из земли проволоки. Не следует бояться дождя, ветра, особенно при занятиях с тем ребёнком, который систематически выполняет упражнения и активно играет на воздухе в любую погоду. Эти небольшие сложности закаляют не только тело, но и волю ребёнка, приучают его не боять­ся трудностей, воспитывают привычку приспосабливаться к неожиданно возникающим изме­нениям погоды.

     В холодное время года перед проведением утренней гимнастики надо создать необходимые гигиенические условия. В первую очередь следует проветрить помещение, где будет заниматся ребенок. Это важно потому, что во время интенсивной двигательной деятельности углу­бляется и учащается дыхание, в лёгкие ребёнка должен поступать свежий воздух. Хорошо, если малыш приучен выполнять гимнастику при открытой форточке или фрамуге. Однако при этом не следует допускать направления струи холодного воздуха (особенно с ветром) прямо на ре­бёнка. С наступлением тёплых дней постараться заниматься в помещении с открытым окном, на веранде, в лоджии.

   В домашних условиях надо чаще выполнять упражнения, в которых участвует взрослый. На­пример, из исходного положения лёжа на спине ребёнок поднимает ноги вверх, дотягиваясь до палки, которую держит мама, или садится из этого же исходного положения, не сгибая ноги, которые придерживает взрослый.

Литература: Дети и здоровье: физкультурно-оздоровительная работа в детском саду/ М.С. Кошман, Н.В.Гуцко. – Мозырь: Содействие,2008

свернуть

Захватив с собою мяч

«Захватив с собою мяч»

      Нередко пойти погулять с ребёнком для родителей означает посидеть на скамеечке, пока малыш крутится рядом. Между тем прогулка – замечательный повод для общения, каких-то совместных дел, в том числе и физических упражнений. И нужно-то для этого немного: спортивный костюм и мяч.

    Игры с мячом - не только интересное развлечение, они очень полезны ребёнку, так как способствуют развитию координации движений, а это пригодится и при обучении письму, рисованию, конструированию.

     Удовольствие от совместных игр, мышечной нагрузки, от получившегося броска или удара по мячу - всё это радости детства. Добавьте сюда ещё и гордость за родителей, которые «всё умеют».

Что касается места для игры, то идеально – это лужайка в парке или лесу, площадка для игр, просто двор.

          Дети охотно подражают взрослым, поэтому не ленитесь показывать элементы чаще. Например,  вот так подбирают ориентиры: «выше облака», «дальше кустика».

            Не следует настаивать на выполнении тех упражнений с мячом, которые ребёнку не нравятся. И наоборот – нужно использовать и постепенно усложнять понравившиеся элементы. Не бойтесь перегрузок, но не настаивайте и на продолжении занятий, если ребёнок жалуется на усталость или капризничает. Как можно меньше принуждения, как можно больше удовольствия и радости!

      Запаситесь терпением. Не раздражайтесь при неудачах. Избегайте замечаний: «Какой ты неумейка», «Неуклюжий». Подчёркиваете всё положительное: «Вот сегодня гораздо лучше, чем в прошлый раз…», «Вот здорово у тебя получилось! Давай-ка ещё разок…»

 

Изображение
 

Литература: Физкульт-ура!/ В.Н.Шебеко, В.А. Овсянкин, - Мозырь: Белый Ветер.

свернуть

Какой спорт полезен ребенку?

КАКОЙ СПОРТ  ПОЛЕЗЕН РЕБЕНКУ?

   Все родители хотят, чтобы дети росли здоровыми, а для этого надо заниматься спортом. Для детей до 6 лет речь должна идти об элементах спорта, которые могут стать основой для индивидуальной зарядки ребенка.

Прежде чем записываться в какую-нибудь секцию, следует:

  •  обследовать ребенка, проконсультироваться со специали­стами о том, какие виды спорта ребенку противопоказаны;
  •  прислушаться к пожеланиям ребенка.

  С наступлением зимы детям с полутора лет можно устраи­вать игры на улице с санками. Но перед тем как позволить ре­бенку самостоятельный спуск с горы, съезжайте с ним вместе, потом вместе тяните санки наверх, чтобы у малыша запечатлел­ся в памяти весь комплекс обязанностей. Постарайтесь найти единомышленников для совместных игр.

   С 2,5—3,5 лет ребенок уже может освоить лыжи. Подберите лыжи по росту ребенка (до конца вытянутых пальцев вытянутой руки), а не на вырост. Сначала шагайте без палок, потом с палками. Увеличивайте время прогулки на лыжах от 10 до 40 минут (если ваш малыш не устает, можно и больше). Лыжи — универсаль­ное средство для здоровья (совершенствуются бронхолегочная, сердечно-сосудистая, нервная системы и т. д.).

Плавание предупреждает сколиоз. Старайтесь как можно раньше научить ребенка плавать, тогда и осанка будет хорошая, и руки сильные, и дыхательная система в норме.

С 3-х лет дети могут понемножку кататься на устойчивых ро­ликах, но только при самом активном участии взрослых.

В этом же возрасте дети начинают ездить на вело­сипедах. До велосипеда можно освоить самокат: ребенок научится держать равновесие, отталкиваться обеими ногами попеременно для равномерного развития мышц. При выборе велосипеда, важно, чтобы его размеры соответствовали росту ребёнка, так ка от этого зависит развитие костного скелета, связочного аппарата, формирование осанки.

С 5-ти лет можно понемножку заниматься конь­ками, только соблюдайте правила безопасности. Катайтесь при небольшой минусовой температуре. Известно, что фигур­ное катание улучшает работу сердца и сосудов.

Гимнастикой можно заниматься с 34 лет. Восточными единоборствами — не ранее 6,5—7 лет. Если умеренно за­ниматься разнообразными видами спорта, ребенок будет гармо­нично физически развиваться.

Помните: организуя подвижное активное детство, вы избавляете своего драгоценного любимого ребенка от многих проблем с харак­тером и со здоровьем. Спортивный образ жизни — это не только полноценное физическое развитие, это хорошая тренировка нервной системы и воспитание характера.

Занятия физкультурой и спортом обеспечивают улучшение дея­тельности всех органов и систем, а также вызывают стимуляцию обменных процессов в организме.

 

Изображение

Литература: Кошман, М.С.  Дети и здоровье: физкультурно-оздоровительная работа в детском саду/ М.С. Кошман, Н.В.Гуцко. – Мозырь: Содействие,2008

свернуть

Растим детей здоровыми

                           Рекомендации для родителей                            

Растим детей здоровыми

      Растить здорового человека – желание любой семьи. Но как правильно организовать режим дня ребёнка, и какие формы использовать для гармоничного развития? – часто спрашивают родители.

        Уважаемые мамы и папы, привычной необходимостью в режиме дня ребёнка должны стать регулярные занятия физкультурой. Лучшее время для занятий – через 1 – 1,5 часа после завтрака и, конечно, на воздухе совместно с родителями.Любые занятия физическими упражнениями надо начинать с разминки, т.е. с подготовки организма к более высокой двигательной нагрузке.      В разминку надо включать:

1.Упражнения в ходьбе на носках, пятках, с высоким подниманием колен;

2.Упражнения для рук (круговые вращения в разных направлениях);

3.Наклоны туловища вправо, влево, вперёд, назад. Приседания.

4.Различные прыжки на месте, с продвижением на двух и одной ноге.

       После разминки содержание основной части занятий следует направить на развитие определённых качеств: ловкости, гибкости, прыгучести, выносливости. Огромной радостью для детей будет зимняя воскресная прогулка в лесу на лыжах. Учить детей кататься на лыжах следует с 3 – 4 лет. Сначала ступающим и скользящим шагом, постепенно увеличивая нагрузку. В 5 лет надо осваивать переменный шаг, ходить по слабопересечённой местности. Делать повороты переступанием на месте вправо, влево, кругом. Взбираться на горку ступающим шагом, прямо, наискось, полуёлочкой. Проходить на лыжах расстояние 0,5 – 1 км. Обучать детей следует в игровой форме «чем дальше, тем лучше», «догонялки».Не менее интересным может быть время, проведённое в летнем или осеннем лесу. Собирание грибов, ягод – это тоже своего рода физические упражнения. А как интересно и полезно повиснуть, вытянуться на обыкновенном суку, залезть с помощью папы на дерево (не забывая о том, что нельзя ломать ветки), попрыгать через пни и с пня.

     Все эти упражнения – хорошая физическая нагрузка. Непременно используйте любой естественный водоём, пригодный для плавания, приучайте детей любить воду, держаться на воде и, конечно, плавать. Это доставит им и вам много радости. Начните с простого – не бояться воды, выдыхать в воде, опустив лицо в воду, приседать под воду с выдохом (поиграйте «кто дольше под водой»).В любую погоду можно найти возможность провести воскресный день на воздухе (играя с мячом, выполняя прыжки через скакалку, ходить по бревну или доске, перешагивать через препятствия, перепрыгивать, кататься на велосипеде).При занятиях с детьми любого дошкольного возраста надо всегда помнить об их инициативе, самостоятельности, желании выразить себя.

ЖЕЛАЮ УСПЕХА!

Литература:

Дети и здоровье: физкультурно-оздоровительная работа в детском саду/ М.С. Кошман, Н.В.Гуцко. – Мозырь: Содействие,2008

свернуть

Спортивный уголок дома

«Спортивный уголок дома»

          Интерес ребенка к физическим упражнениям формируется совместными усилиями воспитателей и родителей. Спортивный уголок дома помогает разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков, полученных в дошкольном учреждении, развитию ловкости, самостоятельности. Оборудовать такой уголок несложно: одни пособия можно приобрести в спортивном магазине, другие сделать самим. По мере формирования движений и расширения интересов ребенка уголок следует пополнять более сложным инвентарем различного назначения. Существует множество способов, обеспечивающих физическое развитие детей: совместные подвижные игры и физические упражнения, закаливание, зарядка, занятия в спортивных секциях, семейный туризм и др. Но наиболее оптимальных результатов в физическом развитии ребенка в домашних условиях можно добиться, сочетая совместные подвижные игры с занятиями на домашнем физкультурно-оздоровительном комплексе, включающем разнообразные спортивные снаряды и тренажеры. При этом ребенок получает уникальную возможность самотренировки и самообучения вне зависимости от погодных условий, наличия свободного времени у родителей. 
        
                      Занятия на спортивно-оздоровительном комплексе:

  • делают процесс каждодневных занятий физической культурой более эмоциональным и разнообразным;
  • избирательно воздействуют на определенные группы мышц, тем самым, ускоряя процесс их развития;
  • позволяют достичь желаемых результатов за более короткий срок. 

                                       Подсказки для взрослых
1. Не рекомендуется заниматься физической культурой на кухне, где воздух насыщен запахами газа, пищи, специй, сохнущего белья и т.д. 
2. При установке комплекса размах качелей и перекладины трапеции не должен быть направлен в оконную раму. 
3. Следите за тем, чтобы в поле деятельности детей не попадали предметы, которые могут разбиться или помешать движениям. Уберите из непосредственной близости от комплекса зеркала, стеклянные и бьющиеся предметы. 
4. Во время занятий ребенка на физкультурном комплексе положите на пол матрасик (его можно заменить толстым ковром, гимнастическим матом, батутом, сухим бассейном с шариками). Это необходимо для того, чтобы обеспечить мягкость поверхности при спрыгивании со снарядов и предупредить возможность повреждения стоп. 
5. Закройте электрические розетки вблизи комплекса пластмассовыми блокираторами. 
6. Желательно перед занятиями и после них проветрить помещение, где установлен физкультурный комплекс. 

7. К занятиям на комплексе не следует допускать эмоционально перевоз-бужденных детей, потому что они не могут сконцентрировать внимание и контролировать свои движения. Их следует успокоить: предложить договориться о правилах игры, дать двигательное задание, требующее собранности и сосредоточенности, включить спокойную музыку и т.д. 

            Как обеспечить страховку ребенка во время занятий.
           Доверяйте своему ребенку. Если он отказывается выполнять какое-либо ваше задание, не настаивайте и не принуждайте его. Поддерживайте любую разумную инициативу ребенка: «Давай я теперь буду с горки кататься!» - «Давай!» - «А теперь давай буду на турнике на одной ноге висеть!» - «Нет. Этого делать нельзя! (Не надо вдаваться в долгие объяснения, почему этого делать не стоит: нельзя – значит нельзя!) Но можно повисеть на турнике вниз головой, зацепившись двумя ногами, когда я тебя крепко держу».Страхуйте ребенка при первых самостоятельных попытках освоить новый снаряд, особенно при знакомстве с кольцами и лианой. Как только снаряд будет освоен дошкольником достаточно уверенно, займите позицию стороннего наблюдателя, похвалите его ловкость. Поднимая ребенка вверх за руки, никогда не держите его только за кисти (кости и мышцы запястья дошкольника окрепли еще недостаточно), обязательно придерживайте целиком за предплечья. Самый безопасный вид страховки: поддержка за бедра. При выполнении упражнений на перекладине, кольцах, лиане следует фиксировать положение позвоночника. Для этого встаньте сбоку от снаряда и положите ладони одновременно на грудь и спину дошкольника. Стремитесь пресекать опрометчивость и браваду ребенка, особенно при выполнении упражнений на высоте: «А я и без рук могу стоять на перекладине». Учите его быть внимательным и осторожным, чтобы он сам заботился о собственной безопасности. 
       Вниманию родителей: вис только на руках опасен вашему ребенку. Поэтому длительные висы на кольцах и лиане заменяйте полувисами, при которых ребенок еще упирается ногами об пол.      Поддерживать желание ребенка заниматься физкультурой можно различными способами. Предлагаем вашему вниманию маленькие хитрости, которые помогут сделать домашние занятия интересными и полезными.

                                               Маленькие хитрости.
      Для занятий следует использовать как можно больше вспомогательных средств: игрушек, воздушных шариков и т.п. Они помогут привлечь внимание, будут стимулировать детей к выполнению разнообразных упражнений. 
Одежда для занятий существенной роли не играет. Однако если вы хотите укрепить мышцы стопы и одновременно закалить ребенка, то лучше всего заниматься босиком в трусиках и хлопчатобумажной футболке. Для создания радостного настроения включите музыку. Во время занятий обязательно разговаривайте с ребенком, улыбайтесь ему: «Молодец, ты уже почти до самого верха лесенки долез!» 
Упражнения желательно проводить в игровой форме. Например, взрослый говорит: «Сегодня мы с тобой пойдем в гости к белочке. Вот только домик ее далеко-далеко и высоко-высоко, на самой верхушке старой сосны. (Дальнейший текст сопровождается совместным выполнением движений с ребенком.) Сначала мы пойдем через болото (ходьба по диванным подушкам), затем перейдем через бурелом (ходьба, переступая через кегли, кубики), затем пролезем через лисью нору (подлезание под два стула, составленных вместе) и залезем на верхушку сосны. Там рыжая белочка живет, нас с тобою в гости ждет. 
Другая форма работы с детьми старшего дошкольного возраста – устраивать соревнования по принципу «Кто скорее добежит» или организовать сюжетную игру по мотивам литературного произведения с вплетением в сюжет физических упражнений. 
Занимаясь и играя вместе с ребенком, помогая ему самостоятельно подтянуться, залезть до верха лесенки, перепрыгнуть через кубик, вы даете ему возможность восхищаться вами: «Какой мой папа сильный! Какая моя мама ловкая!» 
     Постепенно совместные занятия физической культурой станут счастливыми событиями дня, и ребенок будет ждать их с нетерпением и радостью.

Детские картинки спорт - 78 фото - картинки и рисунки: скачать бесплатно

свернуть

Значение плавания для детского организма

Древнегреческий мудрец писал:

«Хочешь быть здоров - плавай, хочешь

быть красив - плавай, хочешь быть умен - плавай!».

    Плавание является превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. С самого раннего возраста это одна из самых сильных форм воздействия на развивающийся организм, сочетание воды, воздуха, температуры и двигательной активности ребенка.

Плавание:

  • закаляет организм, совершенствует механизм терморегуляции, повышает иммунологические свойства, улучшает адаптацию к разнообразным условиям внешней среды;
  • прививает умение и навыки самообслуживания;
  • совершенствует органы кровообращения и дыхания, улучшает сердечную деятельность, подвижность грудной клетки, ритм дыхания, увеличивает жизненную емкость легких;
  • укрепляет опорно-двигательный аппарат, правильно формирует позвоночник, вырабатывает хорошую осанку, предупреждает развитие плоскостопия;
  • увеличивает работоспособность и силу мышц;
  • гармонично развивает силу, быстроту, ловкость, гибкость, координацию движений, выносливость; совершенствует движения;
  • повышает общий тонус организма, укрепляет нервную систему, крепче становится сон, улучшается аппетит.

Страничка руководителя физического воспитания на бассейне © :: ГУО  "Ясли-сад №12 г.Минска"

свернуть

Роль родителей в физическом воспитании детей

Информационный  листок

            Роль родителей в физическом воспитании детей

       Все родители хотят, чтобы их дети были здоровы. Конечно, для здоровья малыша необходимы и полноценное питание, и тщательный уход, и свежий воздух. Но не последнюю роль в этом списке играет движение. Всем известно, что в основе многих заболеваний у наших современников лежит гиподинамия. Особенно опасен недостаток движений для растущего организма. Выработка практических умений и навыков, касающихся здоровья ребенка, его психики, развитие установок поведения во многом зависят от семьи. Знания о человеке, двигательном режиме, закаливании, правильном питании, личной гигиене, распорядке дня, активном и пассивном отдыхе, средствах восстановления организма помогут родителям вырастить ребенка активным и здоровым. Очень важным является сотрудничество семьи и  учреждения дошкольного образования. Только совместными усилиями можно предупредить формирование у детей вредных привычек, так их здоровье зависит не только от уровня физического развития, функциональной и двигательной подготовленности, но и от природных и социально- экономических условий.
       Благодаря грамотно организованному процессу физического воспитания у ребенка закладывается база двигательных умений и навыков, на основе которых в дальнейшем будут формироваться общие и специальные качества, необходимые человеку. В семье все более усиливается тенденция к преобладанию интеллектуального развития ребенка в ущерб физическому воспитанию. Такой подход чреват отрицательными последствиями (ухудшение состояния здоровья, нарушение физического развития, снижение общей работоспособности и т.д.). Внимание родителей следует обратить на ряд серьезных моментов, касающихся физического воспитания детей.
             Потребность ребенка в движении так же естественна, как потребность в пище и сне. Многие взрослые сетуют на то, что дети не усидчивы, отвлекаются во время занятий и почти не усваивают учебный материал. Родители при этом стараются регулярно привлекать детей к «сидячим занятиям», выдвигая аргументы наподобие «не выучишь стихотворение – не пойдешь гулять» и т.д. Следует помнить, что основная причина неусидчивости – неудовлетворенность потребности ребенка в двигательной активности, от уровня которой зависят его физическое и общее развитие, а также интерес к «школьным» знаниям. Взаимосвязь между умственным и физическим развитием. Бытует ошибочное мнение, что умственное развитие осуществляется в процессе специально организованных бесед, чтения книг и при участии взрослых. Это не совсем верно и в меньшей степени касается детей дошкольного возраста, так как в процессе движения в головной мозг поступает большое количество нервных импульсов от мышечных проприорецепторов, а также от рецепторов всех физиологических систем организма. Благодаря этому устанавливается множество условно - рефлекторных связей, от количества и качества которых зависит развитие многих мозговых центров. Двигательная активность дошкольников будет более продуктивной для развития памяти, внимания, воли, определения пространственно-временных представлений, если она имеет игровую направленность. При организации двигательной деятельности в семье родители должны помнить, что потребность детей в движении должна быть полностью удовлетворена, кроме того, она должна быть разнообразной по содержанию и интенсивности. Формы физического воспитания в семье. Родители должны знать, что соблюдение общего режима дня и гигиенических норм, а также рациональное питание, регулярные закаливающие процедуры и правильная организация «сидячих» занятий способствуют укреплению здоровья, высокой функциональной и физической подготовленности детей. Обязательными формами физического воспитания должны стать утренняя гимнастика в сочетании с закаливающими процедурами, физические упражнения и подвижные игры на свежем воздухе, а также в спортивном уголке совместно с родителями. При этом не только решаются вопросы оздоровления, но и появляется потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями, воспитывается самостоятельность в их выполнении, формируются навыки целесообразной организации свободного времени и т.д. Все это чрезвычайно важно для развития характера ребенка.
      При тех или иных отклонениях в состоянии здоровья можно организовать занятия лечебной гимнастикой в домашних условиях по предложенным специалистами комплексам упражнений. Очень полезны семейные туристические походы, лыжные прогулки, плавание, посещение спортивных соревнований, а затем обсуждение увиденного.  Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка

 

Литература:

 1. Шишкина, В.А. В детский сад - за здоровьем: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошкольного образования / В.А.Шишкина. – Мн.: Зорны верасень,2006.

2. Таллер, Л.А. Фундамент здоровья -  с детства / Л.А.Таллер. – Мн.: Полымя, 1989.

свернуть

Физическое воспитание в семье

        Важность физического воспитания детей в семье - это очень серьёзная проблема в современном воспитании детей. Нас окружают машины, компьютеры, виртуальные игры - предметы, которые очень интересны нам, но как раз, из-за которых мы очень мало двигаемся. Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис. Главная болезнь ХХI века - гиподинамия, т.е. малоподвижность. Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры.  Физическое воспитание - составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Поэтому, необходимо приучать ребенка к спорту. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Но чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую бытовую лень, ослабляют здоровье, уменьшают работоспособность. Родители должны показывать своим детям пример активной, интересной и подвижной жизни. Движение - основное проявление жизни, средство гармоничного развития личности. Важно обострить у ребенка чувство «мышечной радости» - чувство наслаждения, испытываемое здоровым человеком при мышечной работе. Чувство это есть у каждого человека от рождения. Но длительный малоподвижный образ жизни может привести к почти полному его угасанию. Не упустить время - вот главное, что надо знать родителям на этот счет.  Занятия спортом также помогают сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для психического состояния детей, особенно если это совместные занятия детей и родителей.

                                  Такие занятия приносят положительные результаты:

- пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;

- углубляют взаимосвязь родителей и детей;

- предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;

- позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.

 Замечательно, если родители учат ребенка, помогают ему и сами участвуют в соревнованиях и спортивных мероприятиях в детском саду. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными. Большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка имеют подвижные игры. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании.

 Особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на все стороны личности ребенка:

∙       осуществляется физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание;

∙   повышаются все физиологические процессы в организме, улучшается работа всех органов и систем;

∙       развивается умение разнообразно использовать приобретенные двигательные навыки.

    Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять с интересом физические упражнения много раз, не замечая усталости. Увеличение нагрузки в свою очередь способствует повышению выносливости. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами. Это регулирует поведение играющих и помогает выработать положительные качества: выдержку, смелость, решительность и др. Изменение условий игры способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности и др.

Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. Мы желаем Вам быть здоровыми!

Изображение

свернуть

"Cтеп-аэробика-это бодрость и положительный заряд..."

"Степ-аэробика –

          это бодрость и положительный заряд…»

Изображение

     Cтеп – аэробика – прекрасное средство эстетического и нравственного воспитания детей; средство выработки полезных привычек; средство формирования правильной осанки, энергичной походки и красивых движений. Степ – аэробика воспитывает выносливость и развивает такие  физические качества как гибкость, быстрота, ловкость. Степ-аэробика один из самых простых и эффективных стилей и направлений в большом семействе аэробики.

    В переводе с английского языка «степ» буквально означает «шаг». Несколько лет назад степ-аэробика была официально признана самостоятельным видом спорта, по которому проводятся соревнования. Занятия степ - аэробикой  положительно влияют на  формирование хорошего настроения и  положительных эмоций, вызывают ощущения уверенности в себе.   Повышается  устойчивость организма  к стрессовым ситуациям. Систематические посещения занятий формируют характер у детей. Поэтому использование ее  в работе с дошкольниками   актуально. Принципиальное значений для занятий степ-аэробикой имеет  музыкальное  сопровождение. Дети выполняют упражнения под ритмичную музыку.  Музыка   стимулирует интерес к занятию, улучшает эмоциональное    состояние детей, способствует высокой работоспособности, а также более быстрому и точному  овладению  двигательными умениями и навыками.  Музыкальное сопровождение присутствует  во всех частях занятия и тщательно продумывается на подготовительном этапе. Используется любая популярная музыка, которая нравится и детям, и взрослым. Темп и ритм музыки сочетается с характером движений в комплексе. Музыкальное  сопровождение может стать средством снятия возбуждения и усталости  во второй половине  дня.  

   Наши воспитанники  с большим удовольствием  занимаются данным видом деятельности уже на протяжении     десяти  лет.  Наиболее любимыми для них были комплексы с маракасами, с мячами, «Танец с тросточкой», «Сладкоежки», «Яблочко», «Сережка», «Варенька»  и др.   Традиционными стали выступления  не только в учреждении образования  на тематических праздниках   и досугах, но и на сцене районного дворца культуры.  Такие выступления являются для детей самым ярким впечатлением и результатом их деятельности.

Литература: Власенко, Н.Э. Фитнес для дошкольников / Н.Э. Власенко.- Мозырь: Содействие, 2008

свернуть

Физическое развитие ребёнка: с чего начать?

       Физическое развитие ребёнка: с чего начать?

       Многие задаются вопросом: с какого возраста целесообразно начинать физическое воспитание детей?
      Ведь большинство родителей не ставят перед собой цель вырастить олимпийских чемпионов, для них спорт и дети - просто способ обеспечить ребенку здоровое детство и заложить в него чувство уверенности в собственных силах, привить некоторые навыки, приучить к дисциплине. Решить все эти задачи возможно при помощи правильно организованного физического воспитания детей дошкольного возраста. Прежде чем отдавать малыша в ту или иную спортивную секцию, присмотритесь к нему, обратите  внимание на способности и физические возможности.

         Физическое развитие ребенка - дело серьезное. Необходимо посоветоваться с врачом, а также с руководителем секции или спортивного кружка, который занимается физическим воспитанием детей. А задача родителей - выслушать рекомендации специалистов и принять решение, по силам ли ребенку та нагрузка, которая ляжет на его плечи. Имейте в виду, что большая часть тренеров заинтересована в посещении их кружка максимальным количеством детей. Занимаясь физическим воспитанием детей, руководитель может уговаривать вас отдать к нему ребенка как можно раньше. Но подумайте: не повредят ли малышу чрезмерные спортивные нагрузки? У тренеров, занимающихся физическим воспитанием детей, зачастую бывают завышенные требования. Это значит, что ребенку грозит синдром хронической усталости и чувство, что он хуже других, если у него что-то не получается. Главной заповедью для родителей, решивших уделить большое внимание физическому воспитанию ребенка, должно быть «Не навреди».

            Спорт и дети: проблемы физического воспитания дошкольников

     Физическое воспитание детей - один из вопросов, которые призваны решать, как родители, так и педагоги. Современные детские сады обычно оборудованы всем необходимым для организации физического воспитания дошкольников. Каждое утро воспитатели должны проводить с детьми комплекс спортивных упражнений, цель которых - дать малышам возможность вволю подвигаться, задействовав все группы мышц.

Физическим воспитанием детей рекомендовано заниматься на свежем воздухе. Для этого предусмотрены площадки, оборудованные бревнами, мишенями, ямами для прыжков, гимнастическими стенками и т. д.

       Стоит сказать об отношении некоторых родителей к физическому воспитанию в детском саду. Многие считают, что, если их ребенок подвержен частым простудам, его необходимо оградить от частого пребывания на воздухе (особенно зимой). Кроме того, желая перестраховаться, такие родители стараются надеть на свое чадо побольше теплых вещей, не учитывая тот факт, что любой детский сад зимой отапливается достаточно хорошо. В результате физическое воспитание в детском саду проходит для таких детей не в удобных майках и шортах, а в теплых свитерах, комбинезонах, кофтах. А ведь вспотевший от такой «заботы» ребенок рискует заболеть гораздо больше, чем тот, кого не кутают.

       Одна из особенностей физического воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, что один комплекс упражнений не должен выполняться более двух недель. Кроме того, физическое воспитание детей дошкольного возраста подразумевает их ежедневное участие в подвижных играх. В качестве одной из составляющих физического воспитания дошкольников педагоги называют командные спортивные игры. Они способствуют развитию физических способностей детей, быстроты реакции, а также социальных навыков и коммуникабельности. Существует еще один важный нюанс физического воспитания дошкольников. Необходимо чередовать умственные занятия с физкультурными паузами. Согласно рекомендациям педагогов, организация физического воспитания дошкольников подразумевает подобные паузы через каждые 20 минут.

                                А если малыш не посещает детский сад?

     Физическим воспитанием дошкольников необходимо заниматься дома, если ребенок по каким-либо причинам не ходит в детский сад. Существуют утвержденные программы физического воспитания детей, по которым можно проводить самостоятельные занятия с малышом. Узнать содержание программ физического воспитания детей дошкольного возраста можно у детского врача или сотрудников детского сада. Доказано, что правильное физическое воспитание детей дошкольного возраста напрямую влияет на нормальное развитие ребенка и его рост. Очень важно уделять большое внимание физическому воспитанию детей дошкольного возраста на свежем воздухе: это способствует закаливанию детского организма, избавляет малыша от многих болезней.

      Спорт и дети: в какую секцию отдать?

    Задумываясь над проблемами физического воспитания своего ребенка, родители часто оказываются перед выбором: в какую спортивную секцию записать сына или дочку? Успех физического развития ребенка нередко зависит от «точности попадания». Не стоит руководствоваться при выборе решением своих знакомых или друзей и вести своего ребенка в ту же секцию, куда те отдали своих детей. Присмотритесь к особенностям характера своего чада при выборе направления физического воспитания ребенка. Если у него хорошо развиты навыки общения, если он в любом коллективе чувствует себя, как рыба в воде, ему отлично подойдут командные виды спорта: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и т. д. Для организации физического развития ребенка, который является выраженным лидером и не привык делиться своими победами, оптимальным вариантом станет секция художественной или спортивной гимнастики, теннис. Для достижения успехов в этих видах спорта потребуются личные усилия ребенка. Если вы хотите заниматься физическим воспитанием детей гиперподвижных, склонных к дракам и конфликтам, можно обратить внимание на секции единоборств. Здесь ребенок сможет выплеснуть излишки энергии и избавиться от своей агрессии. Если вы озабочены проблемами физического воспитания тихого, замкнутого и застенчивого ребенка, не спешите принуждать его заниматься командными видами спорта в надежде, что он станет более общительным. Скорее ему придется по душе конный спорт или плавание. Эти же виды спорта отлично подойдут и слишком эмоциональным, вспыльчивым детям, чьи родители стремятся воспользоваться физическим воспитанием детей для укрепления их здоровья.

 

Литература: Дети и здоровье: физкультурно-оздоровительная работа в детском саду/ М.С. Кошман, Н.В.Гуцко. – Мозырь: Содействие,2008

свернуть