Здоровый образ жизни

"Мы за здоровый образ жизни"

"Семь родительских заблуждений о морозной погоде"

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Семь  родительских

заблуждений  о

морозной  погоде

   Многие считают, что ребенка надо одевать  теплее. Дети, которых кутают, увы, чаще болеют. Особенно опасно слишком тепло одевать детей, уже умеющих ходить. Движения сами по себе уже согревают организм, и помощь «ста одежек» излишняя. В организме нарушается теплообмен, и в результате он перегревается. Тогда достаточно даже легкого сквозняка, чтобы простыть. Многие считают: чтобы удерживать тепло, одежда должна  плотно прилегать к телу.  Парадоксально, но самое надежное средство от холода – воздух. Оказывается, чтобы лучше защищаться от низкой температуры, надо создать вокруг тела воздушную прослойку. Для этого подойдет теплая, но достаточно просторная одежда. Что надеть под куртку или пальто?  Сначала майку или футболку из хлопка, который хорошо впитывает пот, потом пуловер или шерстяной свитер, свободный, но плотно прилегающий на шее и запястьях; на ноги – шерстяные носки и теплые ботинки на меху или сапожки, но не тесные, а такие, чтобы большой палец ноги мог легко двигаться внутри.   Многие считают: если малышу холодно, он обязательно даст об этом знать. Ребенок еще не может сказать: «Мне холодно», - не умеет  стучать зубами и дрожать. Жировая прослойка под кожей у него  еще очень мала, и система теплорегуляции сформировалась еще не до конца. Единственной реакцией сильно замерзшего малыша станут бледность и непреодолимое желание спать. Имейте  в виду: момент, когда тело ребенка расслабляется, сигнал опасности! Не радует и «умилительная зимняя»  картинка: спящий в санках ребенок. Ведь он не движется, он отдан в неласковые руки мороза. Многие считают, что зимой вполне  достаточно    погулять часок. На этот счет нет строгих правил. Все зависит от закаленности ребенка и уличной температуры. Дети лучше переносят холод, если их покормить перед прогулкой, особенное тепло дает пища, богатая углеводами и жирами.  Многие считают – беда, если у ребенка замерзли уши. В сильный мороз, боясь отита, мамы и бабушки используют целый арсенал, состоящий  из платочков, шапок - ушанок, шапок-«шлемов». Однако если у ребенка воспаление ушей, это вовсе не значит, что переохладились именно они. Позаботьтесь  поплотнее закрыть шею и затылок ребенка, именно здесь происходит наибольшая потеря тепла.

Изображение

Литература:

Шкляревская, Н.В.   Тропинками  здоровья  и  безопасности: перспективное планирование    по      формированию   навыков   ЗОЖ  и  ОБЖ     у    старших  дошкольников / Н.В. Шкляревская.- Мозырь: Содействие, 2011.

свернуть

Движение и здоровье

Памятка для родителей

Движение и здоровье

Недостаток движений отрицательно сказывается на организме, особенно растущем. Снижение двигательной активности приводит к изменению интенсивности обмена веществ, затруднению доставки кислорода к тканям, особенно к головному мозгу и сердцу. В организме накапливаются продукты обмена веществ, нарушается регуляция тонуса сосудов, что приводит к накоплению избыточной массы тела, нарушениям в работе сердечно-сосудистой системы.

Положительное влияние систематической двигательной активности на здоровье человека:

- нормализация массы тела и артериального давления;

- нормализация уровня холестерина в крови;

- снижение риска развития ишемической болезни сердца на 65%, инсулиннезависимого сахарного диабета на 50%, гипертонии и онкологических заболеваний на 30%;

- снижение риска развития тромбоза;

- сохранение костной массы и таким образом защита развития остеопороза;

- замедление угасания функций организма у пожилых людей и т. д.

Движения могут заменить лекарства, а всевозможные лекарства, вместе взятые, не заменят движения.

Литература:

1. Кошман, М.С.  Дети и здоровье: физкультурно-оздоровительная работа в детском саду/ М.С. Кошман, Н.В.Гуцко. – Мозырь: Содействие,2008г.

свернуть

Чтоб здоровье сохранить...

Чтоб здоровье сохранить...

Чтоб здоровье сохранить, организм свой укрепить,
Знает вся моя семья должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать нужно всем подольше спать.
Ну, а утром не лениться —на зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться, и почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги, с ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень, с ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микроб не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты, рыбу, молокопродукты —
Вот полезная еда, витаминами полна!
На прогулку выходи, свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе: одеваться по погоде!
Ну, а если уж случилось: разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора. Он поможет нам всегда!
Вот те добрые советы, в них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить. Научись его ценить!

По  материалам pedportal.net

свернуть

В здоровом теле-здоровый дух

Компоненты ЗОЖ в детском саду и семье

Компоненты  ЗОЖ

в детском саду и семье

    Здоровый образ детей рассматривается с двух позиций: как фактор их здоровья, полноценного развития и как основное условие формирования у них навыков ЗОЖ.

К главным составляющим ЗОЖ относятся:

-эколого-гигиенические условия;

-психологический комфорт;

-рациональный распорядок дня;

-оптимальный двигательный режим;

-система закаливания, адекватная особенностям здоровья каждого ребёнка. При этом каждый из компонентов ЗОЖ является своего рода мини-системой с чётко обозначенными правилами.

                          ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

      Определяются, прежде всего, составом воздуха в жилых помещениях. Одной из причин тяжёлого воздуха является перенасыщенность его углекислым газом и  болезнетворными бактериями. Не менее существенное значение имеет влажность воздуха (в пределах 30-60%). При излишне сухом воздухе начинается пересыхание слизистых оболочек дыхательных путей, провоцирующее ОРЗ у детей. Для создания комфортного микроклимата в помещении необходимо обеспечить лёгкое движение воздуха. Субъективно оно не ощущается человеком, но оказывает положительное влияние: улучшается терморегуляция,  а значит, и самочувствие. Воздушный комфорт определяется также наличием отрицательно заряженных частиц (ионов) – так называемых витаминов воздуха, оказывающих стимулирующее и лечебное воздействие на организм. Ионы в помещении  не образуются, а поступают при проветривании.

                              ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ

     Психологический комфорт – это совокупность благоприятных социально-педагогических условий для нормального формирования и развития психофизиологических процессов ребёнка. Основой психофизиологического комфорта дошкольника является физиологическое состояние его организма. Удовлетворение биологических жизненно важных потребностей ребёнка (питание, сон, движения) необходимых для его роста и развития, не только физического, но и общего. Другое важнейшее условие психологического комфорта ребёнка – благоприятный психологический климат в семье и в дошкольном учреждении. Чтобы обеспечить психологический комфорт каждому ребёнку, необходимо понимать его состояние в разных условиях, при разной деятельности. Одним из важных критериев следует считать адекватное поведение ребёнка, которое характеризуется его активностью (коммуникативной, двигательной, речевой и т.д.). Высокий интерес к какой-либо деятельности, проявление творчества в значительной степени свидетельствует о психологическом комфорте6 ребёнка, ибо интересы выражают его специфическое отношение к объекту, обусловленное жизненным значением и эмоциональной привлекательностью.

                              РАЦИОНАЛЬНЫЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ

      Имеет большое значение в жизнедеятельности ребёнка. Человеческий организм работает в определённой системе на основе индивидуальных биоритмов. Распорядок дня в детском саду строится на основе физиологических закономерностей работы организма с учётом возраста детей и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Кроме того, распорядок дня должен иметь образовательное содержание, воспитательный потенциал. Также иметь общие временные ориентиры, отвечать индивидуальным особенностям детей и быть удобным для родителей и воспитателей.

                                              ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ

     Это рациональное сочетание различных видов, форм и содержания двигательной  активности ребёнка. В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых чётко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) движения детей. В обиходе встречаются термины «достаточный двигательный режим», «нормальный», «повышенный». Все они ориентируются на обеспечение оптимальной двигательной активности детей. Однако это одностороннее освещение сущности двигательного режима. Назначение его не только в удовлетворении потребности детей в движении. Не менее важна содержательная сторона – разнообразие движений, видов и форм деятельности. Продолжительность двигательной активности должна составлять не менее 50-60% периода бодрствования, что равняется 6-7 часам в сутки. Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки. Двигательная активность здесь должна составлять 65-75% времени пребывания на воздухе. Кроме того, в распорядке дня обязательны и другие периоды умеренной и целесообразной двигательной деятельности детей. Следует осторожно подходить к физическим нагрузкам сразу после дневного сна. В это время нецелесообразны организованные физические упражнения. Лучше всего предоставить детям возможность двигаться самостоятельно, создав условия для этого. Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. В этот комплекс входят самостоятельная двигательная деятельность и организованные физкультурные мероприятия. Главная цель двигательного режима – удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться улучшения их здоровья, всестороннего физического развития, обеспечить овладение двигательными умениями, навыками и элементарными знаниями по физической культуре, создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития детей и воспитания у них потребности в систематических физических упражнениях.

                                                        ЗАКАЛИВАНИЕ

    Закаливание и сопряжённые с ним изменения в системе регулирования функций организма обеспечивают повышение его сопротивляемости к воздействиям внешней среды. В основе закаливания лежит тренировка механизмов приспособления к меняющимся параметрам температуры, влажности, солнечной радиации, а также физическим нагрузкам. В процессе многократного воздействия факторов среды сначала в реакцию включаются имеющиеся механизмы адаптации, а затем возникают новые, более сложные.  Это важное средство укрепления здоровья при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определённую систему, простую в применении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

Составляющие закаливания в учреждении дошкольного образования и в семье:

1.ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день);

2.дневной (ночной) сон в теплое время года при открытых  форточках (избегая сквозняков), в холодное время года – со снижением температуры воздуха в помещении до + 18;

3.ходьба босиком в теплое время года по траве, песку;

4.ходьба босиком по дорожкам для профилактики плоскостопия;

5.физические упражнения  в проветренном помещении и на воздухе в облегченной, не стесняющей движения одежде;

6 умывание в течение дня прохладной водой;

7.полоскание рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;

8.игры с водой.

Литература:

1.Учебная программа дошкольного образования.- Минск: Национальный  институт образования,2019.

2.Шишкина,В.А.  В детский сад - за здоровьем /  В.А.Шишкина.- Мн.:Зорны верасень, 2006. – 184 с.

свернуть

Семь советов родителям по сохранению здоровья детей

Семь  советов родителям

по сохранению здоровья детей

Совет 1 

Внимательно и систематически наблюдайте за состоянием здоровья ребенка, его физическим, умственным и психическим развитием.

Совет 2 

Своевременно обращайтесь к специалистам в случае отклонений в состоянии здоровья, а также для профилактики заболеваний ребенка.

Совет 3 

Составьте распорядок дня с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья, а также занятости ребенка и строго соблюдайте основные режимные моменты: сон, труд, отдых, питание.

Совет 4 

Помните, что движение – это жизнь. Подберите своему ребенку комплекс утренней гимнастики, совершайте совместные прогулки и подвижные игры на свежем воздухе вместе с ребенком.

Совет 5 

Контролируйте физическое развитие ребенка: рост, вес, формирование костно – мышечной системы, следите за осанкой, исправляйте ее нарушение физическими упражнениями;

Совет 6 

Если ребенок раздражен, отвлеките его внимание от «раздражителя», переключите на другой вид деятельности или дайте ему возможность отдохнуть. Главное – не усугублять конфликт;

Совет 7 

Читайте научно – популярную литературу по проблемам здоровья детей и его сбережения.

Журавлик : Инструктор по физкультуре

свернуть

Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни

 Информационный листок

Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни.

         Потребности - основной источник всех видов активности человека, а процесс их удовлетво­рения составляет содержание жизнедеятельности людей. Очень важно, начиная с раннего дет­ства, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая великая ценность, дарованная человеку Природой. Забота о собственном здо­ровье должна стать естественной формой поведения. С помощью взрослого ребёнок осознаёт, для того чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения. В детском саду этому способствует целесообразный двига­тельный режим, включающий: физкультурно-оздоровительную работу (закаливающие мероп­риятия, утреннюю гимнастику, физкультминутку, двигательные перерывы между занятиями, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, домашние задания); обучение физи­ческим упражнениям (физкультурные занятия); активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, каникулы); самостоятельную двигательную деятельность детей. Дош­кольники узнают о пользе ежедневных физических упражнений (способствуют общему укреп­лению здоровья, повышают работоспособность организма, делают его стойким и выносливым), учатся выполнять их на уровне своих двигательных возможностей.Они усваивают представления о том, что необходимым элементом здорового образа жизни является личная гигиена. Она включает в себя рациональный суточный режим (рано ложиться, рано вставать, поработал - отдохни, отдыхать нужно на свежем воздухе и в движении); уход за те­лом (принимать душ, не носить слишком тёплой одежды, гулять в любую погоду); гигиену одежды и обуви (регулярно чистить, хранить аккуратно).Через систему специальных упражнений и игр дети узнают о признаках здоровья(ничего не болит, нормальная температура, хороший аппетит, крепкий сон, хорошее настроение, правиль­ная осанка, походка), учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходи­мости оказывать себе и другим элементарную помощь (обрабатывать мелкие царапины, накла­дывать компрессы на ушибы, перевязывать рану), во время болезни выполнять советы врача (принимать лекарство, не вставать с постели, есть, пить, что разрешил врач, пользоваться толь­ко своим носовым платком, посудой, полотенцем). Немаловажную роль в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни играет пример взрослых (родителей, воспитателя). Их увлечённость занятиями физическими упражне­ниями, здоровый образ жизни близких ребёнку людей становится образцом для подражания.Следовательно, чем скорее ребёнок осознает необходимость своего непосредственного при­общения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потреб­ность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.

Литература: Шебеко, В.Н. Физкульт-ура!/ В.Н.Шебеко, В.А. Овсянкин, - Мозырь: Белый Ветер

свернуть

Психологическое здоровье дошкольников

Психологическое здоровье дошкольников

Главной задачей учреждения дошкольного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Все без исключения (и родители, и педагоги) хотят видеть детей счастливыми, радостными, здоровыми. На сегодняшний день, многие дети стоят на пороге школьной жизни. Какой она будет? Конечно, это зависит от многих факторов, и один из важнейших факторов, это здоровье детей, как физическое, так и психическое.

«Все дети верят, что жизнь создана для радости, для беспредельного счастья и эта вера - одно из важнейших условий их нормального психологического роста».

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения:

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков.

«Здоровье ребенка - это его позитивная психическая и социальная адаптация к жизни в обществе, определенная толерантность (терпимость) к нагрузкам, сопротивляемость по отношению к неблагоприятным воздействиям».

Психология - наука о душе, значит психическое здоровье - это душевное здоровье.

Оно включает в себя нормальное эмоциональное поведение и социальное самочувствие.

Первый признак - это позитивное настроение, в котором находится ребенок.

Второй признак - это высокий уровень психических возможностей, благодаря которым, человек способен (без серьезных последствий для здоровья) выходить из различных ситуаций, связанных с переживаниями тревоги, страха, неудачи и других подобных ситуаций.

Уровень психических возможностей, с одной стороны, связан с наследственными факторами, с особенностями нервной системы человека. Так, одни люди по своей природе очень возбудимы и потому сильно подвержены нервным срывам, а другие, наоборот, - мало волнуются и быстро выходят из негативных психических состояний.

С другой стороны, психические возможности зависят от умения управлять своим состоянием и поведением, несмотря на различные отрицательные воздействия. Способность управлять своей психикой является ведущим показателем психологического здоровья.

Психика ребенка дошкольного и младшего школьного возраста характеризуется повышенной ранимостью и быстрой истощаемостью. Опасность развития невроза у дошкольников таится в столкновении возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга. Суть его в следующем: многие воспитательные воздействия направлены на то, чтобы выработать у малыша сдержанность, умение «затормозить» свои желания, но в силу особенностей возраста, ребенок подвижен, активен, любознателен, он познает мир, стремится к самостоятельности. И часто эти активные действия наталкиваются на жесткий запрет: «нельзя», «не лезь», «не делай» и т. п. Сплошные «Не…». Что происходит? Постоянные запреты обуславливают перегрузку тормозного нервного процесса, который у дошкольников еще относительно слаб. Кроме того, создаются условия для столкновения этого процесса с возбуждением, с желанием что-то делать, двигаться, говорить и т. п.

Если такие перегрузки и ошибки повторяются часто, у ребенка может развиться невроз.

Неврологи дошкольный и младший школьный возраст называют «колыбелью неврозов». И каждый родитель и педагог, должен задуматься, нужна ли ребенку такая «колыбель»?

Взрослым полезно помнить простую истину: неврозы у детей легко предупредить, но очень трудно вылечить.

Ребенок по большому счету беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, т. к. именно окружающие ребенка взрослые способны создавать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.

Основным условием нормального психического и социального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка в семье, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и контроль. И конечно, большое влияние на психическое здоровье детей оказывает то, какую роль в воспитании своих детей играют родители. Кто воспитывает детей: дедушки, бабушки, няни, детский сад, школа?...

Не будем отрицать тот факт, что последнее время родители все меньше играют со своими детьми и все больше стараются их чему-то научить, дети перегружены не по возрасту.

Уже со ступени дошкольного образования, благодаря стараниям многих родителей и педагогов, жизнь детей превращается в бесконечную погоню за знаниями, умениями и навыками, и делается это не в игре, а с использованием тетрадей на печатной основе. Взрослые очень часто пренебрегают тем, что чувствует ребенок, что его радует, печалит и занимает на данный момент.

Все это приводит к тому, что у ребенка пропадает желание учиться еще до поступления в школу.

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, в процессе которой формируются духовные и нравственные ценности, физическая сила детей, идет развитие всех психических процессов. Зачастую, благодаря стараниям взрослых, происходит подмена игровой деятельности на учебную, не соответствующую возрасту.

Сложно переоценить значение игры и многое зависит от того, как, во что и с кем играют наши дети. И далеко не последнюю роль в этом творческом процессе для формирования благоприятного психологического здоровья должны играть родители.

Список использованных источников:

1. Немов : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.- 4-е изд.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2: Психология образования. 608 с.

2. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. mamka. ru

свернуть