Воспитываем вместе

Прогулки с детьми дошкольного возраста в весенний период года

Прогулки с детьми дошкольного возраста 

в весенний период года

      Зима позади. Позади суровые морозы и метели. Солнце с каждым днем пригревает все сильнее и сильнее, на улицах становится светлее и гулять с малышами одно удовольствие. Весна - это самое полезное и приятное время года для прогулок с детьми. Именно весной солнце вырабатывает много ультрафиолета, что крайне необходимо для детского растущего организма. Прогулки на свежем воздухе - это всегда интересное и полезное занятие. 

   Весенние прогулки чрезвычайно полезны с точки зрения раннего развития малыша. Пройдитесь с ребенком по улице, парку, посмотрите, какие изменения происходят в природе: как набухают почки, пробиваются первые листья, трава, какие существуют весенние цветы. Наблюдайте, как на деревьях вьют гнезда птицы. Можно даже попробовать соорудить скворечник и повесить его рядом с домом.    Наблюдать за природой – это очень интересное и познавательное занятие. Оно формирует у детей знания о природе, учит  наблюдать и созерцать, развивает эстетическое начало.  В процессе наблюдения дети учатся различать формы, величины, цвета, характер поверхности и многое другое. При наблюдении за живыми существами (насекомыми, птицами, зверьми), дети познают характер движения, звуки и различные характеристики. В ходе данных наблюдений у детей развиваются такие качества, как сообразительность, наблюдательность, аналитические способности, умение сравнивать и делать выводы.

      Весной наблюдать за природой намного интереснее, чем зимой. На прогулке с малышом, расскажите ему о весне: почему тает снег, откуда берутся многочисленные ручьи, почему так ярко светит солнце и почему небо голубое, а не серое. Попробуйте вместе с ребенком услышать «весенние» звуки: звон капели, журчание ручьев, пение птиц. Расскажите малышу, какие запахи несёт в себе весна: талого снега, березовых почек, первых подснежников и другие. Расскажите ребенку, что происходит весной, после того, как растает снег, перелетные птицы возвращаются из южных стран, набухают почки на деревьях, из-под снега пробивается первая травка, распускаются подснежники. Покажите ребёнку вербу, дайте потрогать, расскажите, что верба – одна из первых распускается весной, на ее запах слетаются жучки, мушки, бабочки. Пусть малыш сорвет несколько веток и отнесет домой, предложите ему поставить букет в вазочку с водой и понаблюдать, как изменяются ветки, как появляются на них первые листочки. Поясняйте малышу, почему происходят все эти изменения, познакомьте его с понятием «время года». Рассуждайте о том, почему зимой необходимо было тепло одеваться, а весной можно прогуливаться в более легкой одежде.

    Выберите для сравнения какой-нибудь объект  на улице и наблюдайте за его изменением каждый день. Например, обратите внимание малыша на весенней прогулке, что сегодня на полянке еще лежит снег, а завтра там уже просто мокрая земля, через несколько дней здесь можно будет увидеть первую травку, а затем уже и яркие цветы. При таком общении у ребенка расширяется словарный запас и развивается активная речь.

    А ещё, пешие прогулки – это полезное физическое упражнение, которое может выполнять каждый, независимо от  возраста. Во время ходьбы у человека задействованы практически все мышцы тела, особенно хорошо работают мышцы руки, спины, таза и ног. Кроме того, такие прогулки крайне важны для здоровья различных систем организма. И это еще не все преимущества таких упражнений на свежем воздухе. Ходьба прекрасно активизирует жизненные процессы в организме. Обязательно привлекайте детей  к таким занятиям. Добавьте к постоянным прогулкам детские игры, а также развлечения в парках отдыха, и вы удивитесь тому, как редко начнет болеть ваш ребенок.

   Весенние прогулки не стоит отменять даже в том случае, если погода не радует солнышком. Для начала следует просто принять как должное, что хотите вы или нет, но ребенок все равно залезет в самую глубокую лужу и найдет грязь пожирнее. Малыш хочет все познать, испытать на собственном опыте то, о чем предупреждает мама. Поэтому, запаситесь терпением и не ругайте кроху. Ведь это так интересно, как выглядит свое отражение в луже, как грязь прилипает к сапожкам. А как весело шлепать по воде руками и лепить куличи из мокрой земли! Если вы не хотите, чтобы ребенок во время весенней прогулки бесцельно плюхался в грязи, покажите ему, что делать это можно с пользой. Малыш хочет копать? Предложите ему делать это под деревьями, где земля хоть немного прикрыта листьями и травой. Если ребенка как магнитом тянет к воде, то позвольте ему пройтись по лужам, покажите, как интересно пускать кораблики или просто травинки, палочки или листья по ручьям. Можно взять с собой на прогулку игрушки на радиоуправлении. Весна — отличное время, чтобы запускать радиоуправляемые вертолеты или самолеты.

   Старайтесь не запрещать чаду экспериментировать, ведь это может привести к замкнутости и нерешительности ребенка в будущем. Позвольте крохе самому принять правильное решение, даже если в результате вы приведете домой чумазого ребенка. Пусть ваш ребенок растет здоровым, активным и счастливым!

                                     Чем же занять ребенка на прогулке весной?

1. «Посчитай птиц».  Весной природа оживает. И даже если листочки еще не успели появиться на свет, то птицы уже начали радоваться теплу и запахам, которыми богат весенний воздух. С ребенком, который умеет считать, можно поиграть в такую игру: кто заметит больше птиц за время прогулки. Закончить игру можно следующим образом: покормите птиц пшеном или специальным кормом .

2. «Шаги лилипута». В эту игру хорошо играть нескольким детям или всей семьёй.  Выберите цель и наметьте линию старта. Пусть играющие  посоревнуются: кто быстрее пройдет дистанцию лилипутскими шагами (это такие шаги, когда нога при шаге ставится впритык к другой ноге).

«Гигантские шаги». Смысл игры такой же. Однако теперь ребенок должен расставлять ноги так широко, как он только может (взрослые же, могут слегка поддаться…).

3. «Пускаем солнечных зайчиков». Если погода солнечная, не забудьте прихватить с собой зеркальце. Малыш будет рад сделать день еще более солнечным, пуская солнечные блики на дома и деревья. Выберите какую-нибудь отдаленную цель и потренируйтесь, кто сможет запустить зайчика так далеко.

4. «Пускаемся в плавание по луже». Смастерите дома или прямо на прогулке кораблики, а затем запускайте их в ближайшей луже.

5.«Пускаем пузыри … в плавание!»  Пускать в плавание по лужам можно не только кораблики, но и мыльные пузыри. На воде они будут держаться дольше и переливаться всеми красками. Наблюдение за такими пловцами – сплошное удовольствие.  

6.«Ищем первые признаки весны».  Вооружитесь фотоаппаратом и отправляйтесь на поиски весны. Первые набухшие почки, оживленные пташки – все это первые знаки того, что весна уже близко.

7.«Рисуем на асфальте».  Если асфальт сухой, самое время достать цветные мелки и нарисовать приглашение весне: солнышко, цветы и травку. Возможно, это ускорит приход тепла!

8. «Охота за словами и буквами». Если ребенок знает буквы, можно поиграть в игру, где  ребенок и взрослый ищут вокруг предметы, которые начинаются на выбранную букву. Можно выбрать разные буквы. Например, Вы ищите слова на букву «а», а ребенок – на букву «м». Кто найдет больше предметов?

9. «Развиваем скорость и координацию». Эта игра очень известна. Правила просты: дети становятся между двумя ведущими, их цель – выбить игроков из центра с помощью мяча. Мяч лучше всего брать надувной, чтобы не повредить детей. Берите мяч побольше, тогда задача малышей существенно усложнится, а риск травм уменьшится.

10.«Развиваем координацию»Участники становятся напротив ведущего. Игра очень простая. Все дети, должны показать движения, обратные тем, что показывает ведущий. Например, если ведущий опускает руки, малыши должны их поднять, если ведущий приседает, дети должны подпрыгнуть и т.д. Если малыш ошибся три раза, он выбывает. Победителем становится тот, кто выдержит дольше всех.

11. «Развиваем равновесие». Для этого упражнения нужно поставить двух детей напротив друг друга на расстоянии 2-3 детских шагов. По сигналу, один стоя на одной ноге, вытянув ладони должен ударить по ладоням другого малыша. Суть игры – вывести из равновесия соперника. Тот, кто первый коснётся земли – проигрывает.

12. «Развиваем скорость движения». Для этой игры  Вам нужны мяч и мел. На асфальте нарисуйте круг диаметром примерно в 2 метра и обозначьте направления движения. Ребенок встает в центр и бьет мячом об землю, после он убегает по заданному направлению. Пока мячик делает 3 удара, малыш должен бежать. Выигрывает тот, кто дальше убежит. Это игра является групповой, но и может быть одиночной.

      Игры на свежем воздухе -  всегда весело и увлекательно! Играйте со своим ребенком — это  укрепляет взаимосвязь между родителями и детьми, а также способствует созданию более надежных доверительных отношений в семье. О том, что "солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья", мы помним с детства. Дело за малым - сделать так, чтобы и наши малыши росли в окружении этих верных "товарищей" с самых первых дней.

По материалам сайта sad 2 smolevichi.schools.by

 

Изображение

свернуть

Детские новогодние игры и конкурсы

Детские новогодние игры и конкурсы

      Предлагаем Вам новогодние игры для детей, которые можно провести как дома, так и в детском саду возле елки. Среди всего разнообразия игр и конкурсов Вы непременно найдете именно то, что подойдет вам и сделает Новый год незабываемым.

Игра «Назови подарок»

Поместите в просторный мешок множество игрушек, фигурок. Ребенок должен с закрытыми глазами вытащить предмет и угадать, что это на самом деле. Если малыш правильно распознал фигурку, то подарок достается ему.

Беларуская народная гульня «Мароз»

Інвентар і абсталяванне не патрабуецца.

Задачы:

     Садзейнічаць адаптацыі функцыянальных магчымасцей да розных па характары і аб’ёме фізічных нагрузак; удасканальваць уяуленні пра з’явы нежывой прыроды,навыкі бегу,змяняючы  тэмп і напрамак; развіваць хуткасць і лоўкасць; выхоувыць смеласць,сумленасць.

Гульнёвыя правілы:

     Праз кожныя 3-5 хвілін выбіраецца мароз; пераможцам лічыцца той мароз,які змог замарозіць большую колькасць ўдзельнікаў.

Гульнёвы дзеянні:

    Бег  са зменнай  тэмпу і напрамку, з лоўляй і ухіленнямі.

                                                                Ход гульні:

Удзельнікі гульні лічацца (выбіраюць мароза):

Ты зялены,

Ты чырвоны,

Ты ў кажусе,

Ты ў латусе.

У цябе сіні нос,

Гэта ты – мароз!

      Пасля апошніх слоў дзеці разбягаюцца п пляцоўцы. Мароз іх даганяе, стараючыся каго-небудзь замарозіць – дакрануцца рукой да пляча. Замарожаны павінен спыніцца і развесці рукі ў бакі. Але іншыя ўдзельнікі гульні могуць размарозіць яго,дакрануўшыся рукой да пляча.

Игра «Сова на охоте»

      Из команды игроков выбирают «сову», которая будет водящей. Остальные ребята должны изобразить диких либо домашних животных: корову, медведя, ежа, лягушку, носорога, собаку, бегемота. После команды ведущего «День!» все животные прыгают и веселятся. После слова «Ночь!» никто не шевелится, потому что сова начинает ночную охоту на зверей. Проигрывает тот, кто изменит позу, проговорится или засмеется. Этот зверь становится добычей хищной птицы.

 «Донеси снежок»

      Одновременно два участника должны добежать до елки. Сложность заключается в том, что у каждого в руке ложка с искусственным снежком. По сигналу они разбегаются в разные стороны в направлении елки. Кто оказался самым ловким и не потерял свой снежок по дороге ­– победил.

Игра «Прыгучий мешок»

     Одновременно в забеге участвуют два малыша. Они становятся в пустой мешок и наперегонки начинают прыгать. Сверху мешок поддерживают руками. Первый прибежавший получает законный приз от ведущего.

Игра «Мы веселые котята»

     Ребята парами танцуют под зажигательную композицию. Ведущий внезапно произносит фразу: «Мы — веселые котята». Тут же все пары разбиваются, и каждый по отдельности изображает танцующего котенка. Для этой игры хорошо подойдут новогодние загадки. Победителей обязательно награждают сладкими призами.

Игра «Построй замок»

      Одновременно участвуют несколько игроков. Ребята изучают нарисованную схему замка. Каждому дается определенное количество пластиковых стаканчиков. С повязкой на глазах дети воспроизводят замок по памяти. Самый быстрый выигрывает соревнование.

«Меткий стрелок»

   Выбирают подходящую мишень. Это может быть ведро либо корзина. Бумажными шариками (снежками) ребята должны попасть в цель и заработать своей команде определенное количество баллов, победить соперников.

«Зимний ветер»

   Для игры подготовьте шарик, скатанный из бумаги либо комок медицинской ваты. Положите на средину стола. Цель игры состоит в том, чтобы игроки попытались сдуть его на пол как можно быстрее.

«Колпачок»

    Ребята становятся в круг и передают друг другу новогодний колпак. Все это время звучит музыка. Как только звуки стихают, смотрим, у кого в руках оказался головной убор. Кто попался, тот рассказывает стихотворение о зиме или поет песенку.

«Туфелька Золушки»

     Ребята снимают обувь и складывают ее в общую кучу. Всем завязывают плотной тканью глаза, чтобы никто не подсматривал. Обувь перемешивается, затем ведущий дает сигнал искать свои вещи. Ребенок с закрытыми глазами на ощупь должен раньше всех найти свою обувь. В итоге все окажутся с чужой обувью. Игра довольно забавная и подвижная.

Игра «Паровозик» с элементами танца

    В игре могут принимать участие как взрослые, так и дети. Все становятся друг за другом, положив руки на талию впереди стоящему. Построившись, паровозик трогается под задорную музыку.

Конкурс «Помоги Дедушке»

      Дети делятся на две команды. Их задача помочь Деду Морозу упаковать подарки. Один человек бежит эстафету с мешком и выкладывает из него игрушки, конфеты, прибегает обратно. Второй участник бежит по тому же маршруту и собирает все обратно в мешок.,змяняючы тэмп і напрамак

«Снежки»

   Из бумаги скатываются белые снежки. Для удобства детей делят на две равные команды. Эту игру можно провести несколькими способами. Например, высыпать комки на пол и попросить детей под музыку собрать их в корзинки. Или же другой вариант. Установить корзину на стене и провести соревнование по снежному баскетболу. Чья команда забросит больше снежков, та и считается победителем конкурса.

«Коробочка с секретом»

   Вам понадобится несколько пустых коробок разного размера. В самую маленькую положите приз. Затем поместите ее в другую коробку, и так несколько раз. Дети садятся в кругу и передают друг другу коробку, открывая по одной из них. Победил тот, в чьих руках окажется последняя – с заветным призом.

 «Новогодний аукцион»

     Дети по очереди перечисляют все, что относится к Новому году: шары, подарки, елка, гирлянды, снеговик, снег, конфеты, сосульки, мандарины. Кто не смог придумать нужного слова, выбывает из игры.

«Заверни подарок»

     К участию приглашают 2-3 детей. По заданию им нужно упаковать подарок. Но вместо праздничной упаковки им дают туалетную бумагу. Так ребята соревнуются, кто красивее завернет сюрприз. Задание непростое, но довольно интересное.

«Тренируем память»

    Дети внимательно изучают, что висит на елке, затем отворачиваются. Теперь им нужно вспомнить каждую деталь и озвучить, что они видели. Побеждает тот, кто назовет больше всех игрушек.

«Схватил — победил»

    На пол выкладываются всевозможные игрушки: мячи, куклы, паровозики, плюшевые медведи. Участники танцуют вокруг кучи предметов. Затем, когда музыка заканчивается и ведущий произносит: «Стоп!», каждый ребенок должен успеть схватить две игрушки. Кому досталась одна, выбывает из игры.

«Приклей нос»

     На ватмане рисуют Деда Мороза в полный рост, но при этом не дорисовывают нос. Детям предлагается вылепить его из пластилина самостоятельно. С закрытыми глазами им предстоит приклеить нос в нужное место. Получается забавно и весело.

«Снежинка»

    Каждому ребенку вручают комочек ваты. Он должен сделать из него снежинку, растянув материал за края. Снежинку нужно делать очень тонкой, чтобы она могла взлететь. После приготовлений ее запускают в воздух и дыханием пытаются задержать на весу. Побеждает самый ловкий.

«Капуста»

   Формируют две равные команды. Игрокам надевают заячьи ушки. Возле елки ставят капусту. Ее можно сделать из обычной зеленой бумаги. Игрок каждой команды добегает до елки и снимает с капусты по одному листу, передает эстафету следующему.

«Шляпа»

    Дети по кругу передают шляпу и надевают ее на голову соседа. Игра проводится под веселую музыку. Когда музыка затихает, смотрят, кто остался в этот момент в шляпе. Этот ребенок рассказывает стихотворение или исполняет песенку про зиму.

"Карусель"

   Вокруг елки ставят стулья. Но обязательно на один меньше, чем количество играющих. Дети ходят вокруг елки, а когда заканчивается музыка, стараются занять ближайший стул. Разумеется, кто-то не успевает найти место и выбывает из игры. Самый ловкий получает приз от Дедушки Мороза.

«Слепи зиму»

    Перед игроками расстелена газета. Ее нужно скомкать по команде ведущего. Одно условие – большой комок лепить не нужно, он должен помешаться в ладони.

«Поаплодируй зиме»

     Ведущий произносит набор слов, а дети должны распознать определения, относящиеся к зиме и Новому году. Когда они слышат подходящее слово, то дружно хлопают в ладоши. Ряд слов может быть таким: ваза, снежинка, магазин, палка, сосулька, сугроб, кресло, обезьяна, Дед Мороз, кит, Снегурочка, автомобиль, елка, листья.

«Приближаем Новый год»

    Новый год не наступит, если ребята ему не помогут. Им необходимо как можно больше назвать новогодних слов. По очереди они называют все, что приходит в голову: снежинка, колокольчик, гирлянда, мишура, звезда, куранты, снежок, подарок, шарик. За кем будет последнее слово, тот и выиграл.

"Слепи снеговика"

     Заранее ведущий должен вырезать составные части снеговика. Тело, нос, глаза, пуговицы, ведро, метлу. Все это в хаотичном порядке раскладывается на полу. Две команда на время соревнуются между собой. Ребята должны сообразить, как правильно разместить детали в композиции, а также успеть аккуратно сделать свою работу за отведенное время.

"Какие бывают елки"

    Ведущий произносит фразу: «Нарядили мы нашу красавицу, на славу постарались. А какие же в лесу бывают елки?» Ребята должны вспомнить прилагательные, описывающие новогоднее дерево: пушистые, высокие, новогодние.

                                                Призы и подарки

  Какие же игры и конкурсы без призов? Давайте разберемся, что лучше всего преподнести детворе за победу в состязании. Существует универсальный и привычный вариант награждения — сладости. Однако не стоит на нем останавливаться, тем более, что в новогодние праздники детям и так достается много сладкого, что не очень полезно. Вот еще несколько вариантов подарков, которыми можно порадовать победителей конкурсов и игр:

  • небольшие игрушки. В зависимости от возраста детей, это могут быть маленькие пазлы, машинки, куколки, книжечки, мягкие игрушечки (в том числе и в форме символа будущего года), мозаики, конструкторы в небольших коробочках;
  • сувениры — календарики, ручки, чашки;
  • новогодние атрибуты — игрушки на елку, снежинки, фигурки Деда Мороза, снеговика;
  • лотерейные билеты. Только не те, что продаются в специальных магазинах, а сделанные именно по поводу торжества. Это могут быть просто бумажечки с номерками, по которым в конце праздника будут разыграны призы;
  • желание. Шуточные желания, которые могут быть исполнены прямо на празднике. Например: ребенок, который выиграл конкурс, загадывает желание второму ребенку, чтобы тот спел новогоднюю песню или рассказал стих. Либо же желание Дедушке Морозу, чтобы тот зажег огни на елке или станцевал;

Надеемся, что наши рекомендации помогут Вам в подготовке веселого праздника!                                                        Счастливого Нового Года!

Изображение

 Литература:

1.    Болбат Н.Г.  Занимаемся спортом в игре: подвижные игры и игровые упражнения для детей  от 4 до 5 лет/ сост. Н.Г. Болбат; Мин. обл. ин-т развития образования.-  Минск: Мин. обл. ин-т развития образования, 2017.- 40 с.
2.     Зацепина М., Антонова Т. Народные праздники в детском саду / Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. М., 2008

свернуть

Инфографика по профилактике преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних

Прогулка с ребенком: как совместить приятное с полезным

                  Прогулка с ребенком:

                  как совместить приятное с полезным

Изображение

     В череде бесконечных дел крайне важно найти время, чтобы качественно общаться с ребенком: уделить время только ему, отвечая на бесконечные вопросы маленького почемучки и помогая ему познавать этот удивительный мир. Совместная прогулка с малышом на свежем воздухе – прекрасная возможность наверстать упущенное. Правда, старайтесь не превращать прогулку в занятие «для галочки», во время которого можно решить свои вопросы.

               Как организовать развивающую прогулку с малышом?

     Первое и главное правило, чтобы сделать прогулку с ребенком интересной и полезной, звучит так: отложите на время все свои дела и заботы и посвятите несколько часов только малышу. Детские психологи рекомендуют, чтобы прогулка с ребенком включала в себя несколько составляющих:

  • наблюдение и беседа;
  • игры — развивающие, обучающие и т.д.;
  • свободное время, когда ребенок может поиграть со сверстниками или самостоятельно, а вы занимаетесь чем-то, что вам по душе.

Эти этапы очень условны и могут меняться в зависимости от погоды и настроения, вашего и малыша.

                                Прогулка и магазин: да или нет?

    Перед походом в магазин дайте ребенку возможность нагуляться! Родители нередко стараются совместить прогулку и поход в магазин, что для детей невероятно скучно.  Лучше всего, конечно, сделать покупки без ребенка, однако, если так совсем не получается, предоставьте своему сорванцу возможность вдоволь побегать, чтобы он растратил свою энергию, а уже потом идите с ним в магазин. После этого можно ребенку также дать время поиграть или предложить любое другое занятие по душе. Главное, чтобы поход в магазин не стал основным «прогулочным мероприятием». В противном случае вам обеспечены детские капризы, нытье и неизменное «куп-и-и». При этом даже совместную прогулку в магазин при желании вы можете превратить для ребенка в удивительное приключение. Например, зайдите с малышом в зоомагазин, покажите ему морскую свинку и поздоровайтесь с волнистым попугайчиком. Будьте уверены: впечатлений детке хватит как минимум на весь оставшийся день.

                                                 Научите ребенка удивляться

     Пользуясь случаем, познакомьте малыша с миром прекрасного! Прогуливаясь с ребенком, не упускайте возможности пообщаться с ним. Расскажите, почему небо голубое, почему с приходом холодов листики на деревьях меняют цвет, с какой стороны восходит и заходит солнышко и для чего трудяга-муравей тащит на себе веточку втрое больше него. Постарайтесь представить себя снова маленьким человеком, которому чужды законы физики, кто знает о природе и окружающем мире только то, что видит перед собой. Попробуйте увидеть красоту и гармонию в каждом природном явлении вроде падающего снега — и поделитесь этими острыми чувствами с малышом. А заодно, расскажите, почему это происходит. Наблюдайте, что происходит вокруг, спрашивайте ребенка о том, что творится вокруг в природе, какое время года сейчас, какое время суток. Так вы не только просвещаете детку, но и тренируете наблюдательность, а заодно и приучаете формулировать и задавать вопросы, рассказывать свои версии происходящего. Это — основа для развития креативности и критического мышления, что крайне важно для всей последующей жизни. Наблюдая и проговаривая маленькие открытия, не стесняйтесь искренне удивляться простым вещам, на которые взрослые обычно не обращают внимания. Будь это первые почки на деревьях весной, живописное пятно бензина на мокром асфальте или ювелирный узор инея на мерзлом стекле, цветы летом. Удивительное рядом! Научитесь видеть красоту в простых обыденных вещах — и разделите это с малышом, чтобы он в будущем умел воспринимать окружающий мир во всем его многообразии, и искать и создавать гармонию из того, что многие просто не замечают.

По материалам сайта: vsegda.by

свернуть

Памятка для родителей "Нет насилию в семье!"

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«НЕТ  НАСИЛИЮ  В  СЕМЬЕ!»

    Насилие в семье – это система поведения одного человека для сохранения власти и контроля над другим человеком с помощью физического, психологического, сексуального, экономического насилия.

-Ни один человек на нашей планете не заслуживает жизни в страхе и унижении, какого бы он ни был пола, возраста, веры или достатка.

-Домашнее насилие это не то, что нужно скрывать, замалчивать, терпеть либо страдать от него. Случай семейного насилия, если он произошёл, необходимо остановить, чтобы предотвратить его повторение в будущем.

-За совершение насилия в семье предусмотрена ответственность, в том числе уголовная.

                           Предотвратить насилие в семье Вам помогут:

Правоохранительные органы. Если Вы подвергаетесь семейной жестокости, обратитесь в правоохранительные органы по телефону 102.

Территориальный центр социального обслуживания населения. В Центре работают психолог, специалисты по социальной работе, юрист, которые помогут разобраться в сложившейся ситуации.

Медицинские учреждения. Если Вы пострадали от физического насилия, обратитесь за медицинской помощью, зафиксируйте побои. В дальнейшем заключение врача поможет наказать преступника.

  Безнаказанность – наиболее мощный фактор, провоцирующий и стимулирующий насилие. Помните: в 95 % случаев, если насилие уже имело место, оно повторится.

   При Вилейском территориальном центре социального обслуживания населения функционирует "кризисная» комната", предназначенная для оказания помощи лицам, находящимся в кризисном, опасном для здоровья и жизни состоянии, подвергшимся домашнему насилию, ставшим жертвами  торговли людьми, техногенных катастроф, террористических актов и стихийных бедствий и т.п..

     Любой человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, может лично обратиться в отделение социальной адаптации и реабилитации ГУ «Вилейский территориальный центр социального обслуживания несения» по адресу: г. Вилейка, ул. Маркова, д. 49, кабинет № 2. Либо позвонить по телефону: 5-45-31.

                    Не оставайтесь наедине со своими проблемами!

Вы можете обратиться за помощью по следующим телефонам:

Дежурная служба РОВД - 102

ГУ «Вилейский территориальный центр социального обслуживания населения» 5-45-31 (психолог), 5-44-30

Телефон доверия районной поликлиники УЗ «Вилейская ЦРБ»  - 5-14-98

Общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия    МОО «Гендерные перспективы»   -  8 801 100 8 801

             По материалам ГУ "Вилейский территориальный центр социального обслуживания населения"

Изображение

свернуть

Памятка для родителей "Заповеди семейного воспитания"

Памятка для родителей

"Заповеди семейного воспитания"

1. Принимайте ребенка таким, каков он есть.

У разных детей разные потребности. Одни нуждаются в присмотре больше, чем другие.

2. Никогда не приказывайте из прихоти.

Частое, зависящее от настроения родителей изменение правил приводит в замешательство.

3. Собственное поведение родителей — главный фактор в воспитании детей.

Даже ребенок своими поступками показывает, хороший он или плохой.

4. Не принимайте решение в одиночку.

Чтобы в семье царило единство, родители и дети должны сотрудничать.

5. Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие.

Бесполезно впадать в крайности, это может привести к беде.

6. Объясняйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща.

Излишняя строгость лишает детей уверенности в себе, излишняя снисходительность может оказаться пагубной.

7. Не допускайте излишеств в подарках детям.

Если родители учат детей дорожить материальными благами больше, чем духовными ценностями, это не принесет детям пользы.

8. Держите двери дома открытыми для друзей.

По мере того как дети растут, прививайте им способность различать и помогайте понять, какие качества следует ценить в друзьях.

9. Дети имеют право на ошибки, потому что они дети.

Родителям нельзя требовать от ребенка больше, чем можно ожидать, исходя из его возраста, окружения и способностей.

10. Следите за здоровьем ребенка.

Дети заслуживают родительской любви и внимания, они в этом нуждаются.

 

 

По материалам сайта: egerdy.schools.by

свернуть

Приобщение детей дошкольного возраста к книге

Приобщение детей дошкольного возраста к книге

   Цель: формирование у родителей представления о необходимости приобщения детей к книге; развитие интереса к формированию интеллектуальных умений детей с помощью книг.

     Не только в детском саду, но и дома, в семье надо  детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Как говорил Антон Павлович Чехов: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение. Трудно переоценить значение литературы для развития ребёнка. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления  о прекрасном.

                                           Для чего нужны детям книги?

   Как гласит народная пословица «Испокон века книга растит человека». Книги расширяют наш кругозор, делают нас духовно богаче, дают пищу уму и волнуют наши чувства, помогают понять самих себя, учат жить и бороться. Книги – богатейшая сокровищница. В них вся многовековая история человечества, история его борьбы, поражений и побед, радостей и страданий. Александр Герцен назвал книгу «духовным завещание» одного поколения другому. Как много знали бы мы о жизни, например, греков без «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, о Франции без О. де Бальзака и Э.Золя, о Беларуси без «Песни о зубре» М.Гусовского. Да, книги, рассказывая о прошлом, приоткрывают завесу будущего, помогают понять тайны природы и учат любить её, раскрывают красоту мира и величие человека, повествуют о достижениях всех времён и народов, о подвигах и славе.

                                       Как прививать детям интерес к чтению книг?

                          Рекомендации по развитию читательского интереса у детей.

*Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.                                                                          

*Выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

*Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

*Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

*Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.

*Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

*Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил этот текст.

*Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями  от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

*Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

*Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

*Дарите своему ребёнку хорошие книги с добрыми и тёплыми пожеланиями.

     Каждая прочитанная книга -  это ступенька вверх в развитии ребёнка, в познании окружающего мира и самого себя. Для ребёнка любого возраста можно подобрать книгу, которая покажется ему интересной. Это заложит потребность и желание читать в будущем.

                               Как правильно выбрать книги для чтения?

    Любящие родители очень серьёзно подходят к вопросам воспитания. Понимая, что именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию, родители с раннего возраста читают детям книжки. Но не все книги подходят для чтения, даже если они детские. Очень важно при выборе книг учитывать возраст, психологические особенности ребёнка, его интересы. Разнообразие детских книг в магазинах удивляет, но не всегда радует, так как выбрать достойную, а главное полезную книгу очень сложно. Помните, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное – это содержание. Лучше всего заранее знать, что нужно читать ребёнку в дошкольном возрасте. Выбирать книгу можно очень долго: перелистывать её, читать содержание или некоторые фрагменты, поэтому, чтобы визит в книжный магазин не затянулся на несколько часов, нужно идти туда с подготовленным списком необходимой литературы. Выбирая книги для детей, не верьте громким названиям, вроде «Самые лучшие сказки». Не нужно покупать и слишком толстую книгу, вашему ребёнку её неудобно будет держать в руках, а значит, и читать он её не будет. Если вы выбираете сборники, обязательно прочтите не только оглавление, но и фрагменты нескольких произведений, тексты в таких книгах бывают просто не читаемы, встречаются даже речевые ошибки или вовсе произведение написано в кратком содержании. У детей в дошкольном возрасте ещё конкретное мышление, для них чётко должны быть разделены такие понятия как добро и зло. Поэтому сюжетная линия не должна быть запутанная, а герои должны разделяться на положительных и отрицательных. Среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё ещё сказки. Предоставьте ребёнку право выбора в домашней детской библиотеке, пусть он сам решает, какую книгу он будет читать сегодня вечером, так этот процесс для него будет более непринуждённым, к тому же вы лучше узнаете интересы вашего малыша.

                           Литература, которая полезна для детей дошкольного возраста.

        *Народные сказки.

   *Авторские сказки: С.Аксаков. «Аленький цветочек»; П.Бажов. «Серебряное копытце»; сказки А.Пушкина; А.Толстой. «Приключения Буратино»; Н.Носов «Приключения Незнайки» и др.

    *Стихотворения А.Лойки, З.Бядули, В.Витки, Е.Лось, А.Барто, Б.Заходера, С.Маршака, К.Чуковского, В.Жуковского и др.

*Произведения о природе: Я.Колас, Я.Купала, Д.Мамин-Сибиряк. «Серая шейка»; Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы» и др.

   *Произведения зарубежных авторов: М.Твен. «Приключения Тома Сойера»; Ю.Олеша. «Три толстяка»; А.Линдгрен. «Приключения Эмиля из Лённеберги» и др.

   У каждого человека – свой путь к книге. Помочь своим детям найти этот путь, чтобы потом они могли учиться у книг жить, черпать в них мужество и силу, обогащаться духовно -  это ли не благородная цель? В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.  Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребёнку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим  очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная , грамматически правильно построенная речь.

 

Литература: Хамраева, А. Книга… из прошлого в будущее / А. Хамраева // Пралеска.- 2012.-№5.-с.25-26

свернуть

Воспитание характера ребенка

ВОСПИТАНИЕ ХАРАКТЕРА РЕБЁНКА

      В каждой семье существуют свои традиции и особенности.  Но, несмотря на различные уклады жизни, во всех семьях, должна быть одна общая особенность - ровные, доброжелательные отношения взрослых и детей.  Нужно ли быть другом своему ребёнку? Некоторые родители считают, что друж­ба — это отношения на равных, поэтому воспитывая своих детей, не могут терять свой авторитет таким отношением к ре­бёнку, опасаются, что их не будут уважать и слушаться их дети. Они настойчивы и последовательны в своей позиции непо­грешимых взрослых и считают, что пра­вильным может быть только их мнение. Нетерпимо относясь к упрямству детей, они не идут на компромиссы и уступки: требуют от ребёнка беспрекословного послушания, соблюдения режима дня, не доверяют ни опыту, ни возрастающей самостоятельности сына или дочки. Лю­бовь к ним носит принципиальный ха­рактер. У взрослых есть образ желаемых свойств характера их ребёнка. Сын или дочь положительно оценивается лишь тогда, когда их поведение соответствует этим завышенным требованиям. Дети в таких семьях часто слышат следующие замечания: «Ты никогда не делаешь так, как нужно», «Ты всегда делаешь то, что нельзя» и др. Привлекая детей к труду, помощи, ро­дители говорят: «Ты должен трудиться. Мы же трудимся». Боясь наказания или осуждения, ребёнок выполнит поручение, но в следующий раз он будет стремиться его избежать, потому что его чувства не отозвались на такое обращение взрослого. Ребёнок растёт, но родители замечают, что он совсем не соответствует их идеалу: часто возникающее чувство неполно­ценности у сына или дочери становится основой неуверенности в себе, а постоян­ные запреты, вызывая желание сделать наоборот, проявляются в капризах и упрямстве.

«Зачем запрещать ребёнку что-то, да ещё заставлять его помогать? Пусть играет, — говорят иные родители. — Он ещё маленький, вот подрастёт, тогда и будем с него требовать». В таких семьях, оберегая детство малыша, всё делают за него и для него. Ребёнок одновременно и властелин, и опекаемое, изнеженное и за­висимое дитя. Из года в год, живя только своими интересами, он не умеет замечать переживаний и трудностей других людей, считаться с их желаниями и преодолевать свои, когда это необходимо. Лишение ребёнка самостоятельности, излишняя опека родителей (эмоциональное выражение тревоги) создают чрезмерную зависимость его от взрослых, что мешает общению со сверстниками.

   Основой воспитания положительных черт характера ребёнка (самостоятельности, ответственности, чувства с собственного достоинства, отзывчивости др.) могут быть только дружественные взаимоотношения взрослых и детей, отношения на равных. Нам часто кажется, что дети ещё малы, и наших переживаний и проблем им не понять. Поэтому многие взрослые либо скрывают свои переживания, либо вообще не задумываются том, что, закрывая свой внутренний мир от детей, они лишают их важных и волнующих минут сопереживания, которые формируют нравственность, важные черты характера.

   Не следует забывать, что дети дошкольного возраста очень отзывчивы и могут хорошо понимать взрослого. Придя с работы, расскажите ребёнку о своей усталости и попросите о помощи. Он забудет о своих играх и игрушках, чтобы помочь вам, позаботиться, а вам не придётся взывать к его чувству долга. Не бойтесь рассказать ему об обиде, которую вам причинили, о своём чувстве стыда за совершённую ошибку. Только при доверительных отношениях, ваши дети вас поймут, и станут отзывчивыми, чуткими, заботливыми, превратятся в настоящих друзей.

  В жизни много радостных переживаний. Рассказывайте о них своим детям, чаще приобщайте к своим делам. Сойдите с высот своего авторитета — и вы увидите,  как в равных с вами отношениях, имея возможность ощутить себя не только воспитуемым, но и защитником мамы, помощником папы, близким другом старшего брата, ваши сын или дочь стану более волевыми и отзывчивыми, самостоятельными и добрыми, умеющими уважать себя и других.

 

Литература: Ашкинази -Исаченко,С.   Воспитание характера ребенка /

С. Ашкинази - Исаченко // Пралеска.- 2015.- №3.-с.37.

свернуть

Прививаем экологическую культуру детям дошкольного возраста

Прививаем экологическую культуру детям дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребёнок впервые соприкасается с природой. Не теряйте времени зря – прививайте азы экологической культуры с раннего возраста:

  1. Гуляйте пешком как можно дольше. Не обязательно ходить далеко – и во дворе найдётся много интересного.
  2. Обращайте внимание ребёнка на всё, что находится вокруг него: какой текстуры песок, как стучат камешки, как шелестят листья, какой след может оставить палочка на мокрой земле. Изучение такие природных «чудес» — первый шаг познания природы.
  3. Называйте. Просвещайте ребёнка, как называются те или иные природные объекты и явления. Используйте для характеристики стихи, песенки, пословицы и поговорки, загадки. У малыша значительно увеличится объём словарного запаса и сформируется позитивное восприятие природы.
  4. Посадите цветы. Найдите возможность посадить что-то вместе с ребёнком: цветы, садовую зелень или деревце. Малыш увидит, как растут растения – это будет для него открытием и одним из первых шагов осознания экосистемы.
  5. Делайте поделки из природных материалов. Заведите привычку каждую осень заготавливать природный материал для детского творчества: осенние листья, жёлуди, сухоцветы, семена, соломку, каштаны, шишки, бересту и прочее. Из них получаются чудесные фигурки, панно и аппликации!
  6. Читайте. А читая, беседуйте с малышом на нравственную тематику, анализируйте поступки героев сказок и стихов. Так можно воспитать экологически этичную личность.
свернуть

Право ребенка на гуманные методы воспитания

Право   ребенка  на гуманные   методы   воспитания

 

                                                    Уважаемые  родители!!! 

      Вы уже сами, наверное, убедились, что «упорядоченного» малыша на свете не бывает. Ребенок – это броуновское движение поступков, мыслей и желаний, коктейль эмоций и полярных чувств. У каждого ребенка свои собственные колокольчики в душе. В нем будто бы смешались воедино взаимоисключающие свойства: агрессия и доброта, гиперподвижность и медлительность, уступчивость и упрямство. То он боится маленькой букашки, то не боится абсолютно ничего. В нем добрыми уживаются веселый смех и горький плач. Он любит Вас как никто на свете и так же  сильно может ревновать. Он все прощает Вам и в то же время обычно не прощает ничего.  Его обида «кровоточит» даже тогда, когда уже он станет взрослым. Нет идеального ребенка без изъянов, без «трещин», «шероховатостей», «изгибов». И как же мы  «шлифуем» своего ребенка? Дерзим ему и прекословим, скандалим, яро конфликтуем, совсем не слушаем его. Деремся, дразнимся и злимся.  Он утверждается, а мы, воспитывая, «раздражаемся» на нем. Из всех известных ныне  методов преобладают обвинение, нотации и унижение. Мы поучаем, оскорбляем, упрекаем, угрожаем. Мы ставим в угол и шлепками укрощаем малыша. Устраиваем ему порку, легко жонглируя ремнем, не придавая ни  малейшего значения тому, что это и есть насилие над личностью ребенка, нарушение его человеческих прав.  Воспитывая, мы  чаще всего пользуемся методом агрессии. Мы направляем на ребенка, как на мишень, поток уничтожающей энергии с огромным   отрицательным зарядом. Мы  «разряжаемся» на нем, не понимая, что этим «заряжаем» его. А он, не в силах разрядиться, как мы с Вами,  копит агрессию в себе. И рано или поздно она проявляется: малыш заболевает (от легких колик в животе до реактивных состояний  и психозов). Но вместо того, чтобы помочь ребенку, мы даже щелки выхода блокируем потоками словесной агрессии. Унижающей словесной агрессией родители обычно пытаются унять наивно – импульсивную  агрессию ребенка, не думая о том, что когда-нибудь, став старше, он  опробует этот урок на них.

    Еще один вид воспитательной агрессии – телесная: агрессия шлепка, стереотипной порки. «Неравный бой тяжеловеса с дюймовочкой». Любое действие берет   реванш  противодействием. Шлепок когда – то может отозваться яростным насилием, а порка – преднамеренным убийством. Повзрослев, «отшлифованный»  ребенок  будет направлять поток своей агрессии на собственных детей, оскорбляя и унижая их человеческое достоинство. Эхо насилия,  нарушения человеческих прав звучит в его ушах всю жизнь. По-дилетански надзирая за ребенком, мы все, что в нем  не нравится, давим прессом своих обвинений, унижений, поучений, наставлений. Мы осуждаем, запрещаем, предостерегаем и угрожаем.  Мы постоянно лишаем ребенка чего-то, на что он имеет полное человеческое право. Самое простое наказание – угол, но ведь это (подумаешь!) всего–навсего лишение свободы! Своими  методами воспитания мы лишаем ребенка элементарных человеческих прав, мы отбираем у него даже право на выражение своих отрицательных эмоций, которые сами же и провоцируем. Мы превращаем воспитание в смирительную детскую рубашку, но оно должно окрылять, а не подрезать крылья тому, кто еще только учится летать.

      Каким способом мы обычно окрыляем своего ребенка? Конечно, одобрением и похвалой. Признанием, симпатией, сопереживанием, сочувствием, лаской. Улыбкой, восхищением и поощрением.  Однако список «окрыления» намного уступает списку по  «подрезам крыльев». А для  ребенка, чтобы быть счастливым, крайне важно, чтобы ВЫ с десяток раз в день посмотрели на него ласково, улыбнулись, погладили его по головке.

     Очень важно, чтобы малыш рос, расцветая под теплыми  и ласковыми лучами солнца, а не мерз в пасмурные и сумрачные дни. А это значит – долой словесную и физическую агрессию!

                        Да здравствует улыбка, восхищение и доброта!

                                      Ваш ребенок имеет на это право!

 

Литература: Приобщаемся к нравственно-правовой культуре / авт.-сост.Т.С.Лобанок.- Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. 

свернуть

"Детские "почему?" и как на них отвечать"

«Детские почему?” и как на них отвечать»

      Старший дошкольник – это маленький фантазер, неутомимый исследователь, философ, постоянно познающий неопознанное, ведомый неиссякаемым стремлением созерцать и преобразовывать мир и самого себя. Практическое познание тайн бытия в этом возрасте существенно и позволяет маленькому человеку перейти от практических действий к осознанию связей между познавательными объектами, между действием и полученным результатом, научиться использовать самостоятельно открытые им способы и неожиданные комбинации и получать новые конструктивные решения. Мы, взрослые, окружающие наших «фантазеров», должны поддерживать процесс построения гипотез и поиска их доказательства, стимулировать интересы наших детей. Интерес «как вечный двигатель» (А. К. Дусавицкий) ведет человека к бесконечной цели познания, которое, по Аристотелю, начинается с удивления! Но что же может удивлять дошкольника? А удивлять его может окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов. Вокруг ребенка находится захватывающий мир для исследований. И, как справедливо заметили М. Снайдер и Р. Снайдер, реальный мир волнует ребенка больше любой сказочной страны, он полон неожиданностей и препятствий, позволяющих детям пробовать свои силы. Реальный мир и потенциал ребенка идут рука об руку. Именно из контактов с реальностью маленький человек строит свой собственный мир. Возникающий при этом интерес является неисчерпаемым кладезем для удовлетворения у ребенка «жажды знаний» (Л. И. Божович). Показателем интереса ребенка служат его вопросы и суждения. Благодаря вопросам ребенок постигает мир вокруг себя.

          Причины возникновения детских вопросов.

     Период вопросов у дошкольника служит выражением изменений во взаимоотношениях между мышлением и речью, между его практической и интеллектуальной деятельностью. В процессе совместной деятельности со взрослым у дошкольника появляется ряд задач, которые он пытается решить как самостоятельно, так и с помощью взрослых. В процесс решения задач активно включается речь, предваряя действие ребенка. Старший дошкольник подходит к решению проблемы, выдвигая готовое словесное решение без обращения к практическим действиям. На этой основе возникают детские вопросы. В этом возрасте значительно расширяются границы познания. Ребенок все чаще встречается с новыми непознанными, непонятными для него объектами окружающего мира. Можно назвать следующие причины возникновения вопросов у детей: во-первых, дошкольник пытается найти «новому» место среди  своего прошлого опыта усвоенных знаний, подобрать соответствующее определение; во-вторых, вопросы появляются, когда возникает противоречие между прошлым опытом ребенка и тем, что он видит и узнает; в-третьих, дошкольник ставит вопросы и тогда, когда хочет убедиться в правильности своего вывода ( это категория вопросов-гипотез). Таким образом, с помощью вопросов дети стремятся познать то, что им еще не известно и не совсем понятно. Вопросы носят познавательный характер и свидетельствуют о развитии любознательности, стремлении познать окружающий мир.

                                             Вопросы дошкольника.

      Можно выделить несколько характерных типов детских вопросов. Уже у трехлетних детей появляются многочисленные вопросы первого типа – устанавливающие, направленные на выделение и идентификацию объекта («Кто это?», «Что это?» ). К 4-5 годам появляются вопросы второго типа – определительные, связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («Девочки любят играть с куклами?», «А сосулька сладкая?»). Наряду с этими вопросами возникают вопросы третьего типа – причинные, относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений («Почему корова ест зеленую траву, а у нее белое молоко?», «Зачем делать прививки?»). К концу дошкольного возраста все чаще появляется четвертый тип вопросов – вопросы-гипотезы, выражающие предположения, собственные выдвинутые теории по поводу познаваемых явлений, объектов окружающей действительности («Курица клюет кота, потому что он хотел цыплят съесть?», «Если кошке отрезать усы, то она не найдет дорогу домой?»). Таким образом, преобладающий тип вопросов дошкольника свидетельствует о степени осознанности им возникшей задачи, об его «интеллектуальных интересах».

                   Роль взрослого в возникновении детских вопросов.

       Одним из главных условий развития способности задавать вопросы является позиция взрослого. Он учит ребенка видеть и формулировать проблему – ставить вопрос и отражать в нем результаты познания. Поэтому значимым является отношение взрослого к спонтанным детским вопросам. Родитель должен предоставить ребенку возможности самостоятельного поиска ответов, что в дальнейшем научит дошкольника думать, рассуждать, предпринимать попытки решить возникший вопрос. Заняв такую позицию, взрослый открывает путь к формированию самостоятельности и критичности детской мысли. Взрослому следует относиться к детским вопросам внимательно, исключая всякое равнодушие. Он постоянно должен побуждать детей спрашивать. Роль взрослого в этом процессе сводится к тому, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие интеллектуальную активность ребенка и умение задавать вопросы.  На все вопросы детей надо отвечать по-научному точно и доступно, как бы взрослый занят ни был. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если взрослый, с пониманием относясь к незнанию ребенка, будет побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в книгах, детских энциклопедиях, чтобы потом вместе почитать.  Взрослым необходимо помнить еще об одном существенном моменте: следует научить дошкольника не только задавать вопросы, но и стараться самим так их формулировать, чтобы побуждать дошкольника к ответу и мыслительной деятельности.   Наибольшие возможности при ответах на все детские «почему?» таит в себе детское опытничество и экспериментирование, решение проблемных ситуаций, моделирование. Такого рода детская деятельность позволит старшему дошкольнику сделать свои «открытия», побывать в роли «исследователя». А для этого взрослый вместе с ребенком может организовать «домашнюю лабораторию», где в совместной деятельности будут осуществляться «маленькие открытия».

 

Литература:

   Смолер,Е.И.   Развитие старших  дошкольников в эвристической деятельности / Е.И.Смолер. – Минск : Нац..институт образования, 2014.- 88-91

свернуть

Ответственность родителей за воспитание и содержание детей

Памятка родителям "Ответственность родителей за воспитание детей" - ГУО  Ананичский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа

Ответственность родителей за  воспитание и содержание детей

     Ответственность за ненадлежащее воспитание детей – это мера государственно – принудительного характера, применяемая к родителям и заменяющим их лицам, виновно нарушившим обязанности по воспитанию, влекущая неблагоприятные последствия для родителей и основанная на государственном и общественном осуждении их поведения, направленная на охрану прав и интересов ребенка. 

Декрет № 18. О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях     

ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 

Статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

предусмотрена ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими,  обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет деяния, содержащего признаки административного правонарушения, либо преступления, административная или уголовная   ответственность за которое наступает после достижения этого возраста. Санкция данной статьи предусматривает наложение взыскания в виде штрафа в размере до десяти базовых величин.

   Для тех родителей, кто не выполняет свои обязанности, безразличен к безопасности своих детейКоАП дополнен статьей 17.13 «Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища». Соответствующее правонарушение влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин, а то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, - наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

   В соответствии со ст. 942 Гражданского кодекса Республики Беларусь за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекун

   Ответственность родителей за воспитание детей

      Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри - семейные... Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом»... 

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Сегодня права детей не редко нарушаются родителями. Между тем, забота о детях - это важнейшая обязанность родителей. В случае невыполнения родителями или лицами их заменяющими, своих обязанностей по отношению к ребенку, а также в случае ненадлежащего их выполнения к ним могут быть применены меры правовой ответственности. Действующее законодательство предусматривает различные меры ответственности родителей и лиц их заменяющих: семейную, административную, гражданскую, уголовную.

   Семейно-правовая ответственность: Родители обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе (ст. 75 КоБС)

Родители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей. Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе, если ребенок находится в социально опасном положении. Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);ребенок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;лица, принимающие участие в воспитании и со держании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья (ст. 67 КоБС).

Какие административные наказания могут применяться к родителям?

К родителям применяют ад­министративные меры (объявить предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф):

  • невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до 16 лет деяния, содержащего признаки правонарушения (ст.9.4. КоАП);
  • за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения (18.23. КоАП);
  • за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений (17.3. КоАП).

В каких случаях родители несут уголовную ответственность?

  • за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ (ст. 173 УК);
  • за вовлечение в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством (ст. 173 УК);
  • за уклонение от уплаты средств на содержание детей (ст. 174 УК).

Гражданско-правовая ответственность

Кто несет ответственность за вред, причиненный ребенком в возрасте до 14 лет?

За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекун, если не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 956 ГК

Кто несет ответственность за вред, причиненный подростком в возрасте от 14 до 18 лет? Сам подросток. Если несовершеннолетний, причинивший вред в возрасте от 14 до 18 лет, не располагает необходимыми средствами, вред полностью или в недостающей части может быть взыскан с родителей или опекунов, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Но, если при достижении совершеннолетия, у причинителя вреда появилось достаточное имущество, вред будет возмещен из этого имущества (ст. 956 ГК).

Кто и при каких обстоятельствах может ли шить родителей родительских прав или ограничить их в правах? Родители могут быть по суду лишены родительских прав, если они (ст. 80 КоБС): уклоняются от выполнения обязанное родителей, в том числе уклоняются от уплаты алиментов; злоупотребляют родительскими правами и т.д.

При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью комиссия по делам несовершеннолетних выносит решение об отобрании выполняя функции органов опеки и попечительства. С учетом интересов ребенка суд может отобрать ребенка у родителей без лишения родительских прав (ограничение родительских прав).

Что влечет за собой лишение родительских прав? Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в правах, теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка (ст. 82 КоБС).

   К сожалению, у нас немало родителей, которые уклоняются от своих прямых обязанностей На родительские собрания ходят в основном женщины. Мужского влияния на сыновей и дочерейне хватает и в школе и в семье. Порой трудно понять тех, кто после рождения ребенка, переложив его воспитание на бабушкины плечи, про должает жить так, будто бы ничего в собственной жизни не изменилось. Зачем вообще ребенок если он не становится главным содержанием наших мыслей и чувств.

Права и обязанности родителей своими корнями уходят в область нравственности. Чем прочнее моральный фундамент бережного отношение родителей к своим несовершеннолетним детям, тем больше оснований считать, что с выполнением, как родительских прав, так и родительских обязанностей все будет обстоять благополучно.

свернуть

«Воспитание дружеских отношений в игре»

«Воспитание дружеских отношений в игре»

   Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей. Вот две девочки играют в «дочки-матери». Одна из них обращается со своей «дочкой» ласково, внимательно, терпеливо. Другая «мама» проявляет к «дочке» чрезмерную строгость: строго выговаривает за непослушание, часто наказывает. Ясно, что поведение этих двух девочек в игре навеяно различными впечатлениями, которые, как в зеркале отражают отношение между родителями и детьми в одной и другой семье. Часто по играм детей можно судить о взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов семьи: бабушки, дедушки и т.д. Большое место в творческих играх занимает отображение труда взрослых: дети играют в поезд, пароход, с большой любовью изображают смелых воинов. Однако родители всегда должны помнить, что без знакомства с окружающим, без чтения доступных детям книг, рассказов, сказок, стихов, без внимания и заботы о правильном и разумном развитии детей – их игры будут бедными по содержанию.

   Такие игры  могут двигать вперёд  не только физическое, но и нравственное и умственное развитие ребёнка. Заимствуя содержание игр из окружающей действительности, дети, однако, не механически копируют эту жизнь, а перерабатывают впечатления жизни в своём сознании, раскрывают в играх свой характер, выявляют своё отношение к изображаемому. Семья, детский сад показывают детям пример любви к труду, к своему городу. Дружеские отношения друг к другу. Все эти качества проявляются в играх детей. У детей игры занимают самое большое место. Тематические игры, в большинстве случаев, подсказываются имеющимися игрушками, которые являются первичным организующим началом в играх детей. Дети быстро переходят от одной роли к другой. Родители должны заботиться не столько о том, чтобы накупить как можно больше игрушек, сколько о тщательном из отборе, чтобы они были доступными, яркими, способными побудить ребёнка к полезной игре. Вовремя дать ребёнку нужную игрушку – значит поддержать и оживить его игру. Уже в младшем возрасте дети любят несложные сказки, сопровождаемые действием.

    Бабушка Кати много играла с четырёхлетней внучкой. Их любимая игра называлась «Репка». «Посадила бабка репку», - задумчиво начинала бабушка, и говорит: «Расти, расти, репка, сладкая, крепкая, большая-пребольшая». Выросла репка большая, сладкая, крепкая, круглая, жёлтая. Пошла бабка репку рвать: тянет, потянет, вытянуть не может… (Тут бабушка показывала, как она тянет упрямую репку.) Позвала бабка внучку Катю (Тут Катя хваталась за бабушкину юбку): Катя за бабку, бабку за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Катя брата, а он только того и ждал, чтобы уцепиться за Катю. Брат за Катю, Катя за бабку, бабка за репку – тянут-потянут … вытянули репку. И тут у бабушки в руках появилось неведомо откуда взявшееся яблоко, или пирожок, или настоящая репка. Ребята с визгом и восторгом повисали на бабушке. И она вручала им гостинцы. Детям так нравилась эта сказка-драматизация, что, едва переступив бабушкин порог, Катя просила: «Бабушка, бабушка, потянем репку!»

    Большой интерес проявляют дети к строительному материалу. Иногда по ходу игры ребёнку нужно построить пароход или автомобиль. Родители помогают ребёнку осуществить его замыслы и показывают, как нужно строить. Использование строительного материала в играх развивает воображение ребёнка, так как этот материал можно применять самым различным образом. Дети сооружают всевозможные постройки, часто это делается в связи с задуманной игрой: куклам дом, кроватку; лётчику – самолёт и т.д.
У детей 4-5 лет содержание творческих игр обогащается под влиянием воспитания, в связи с ростом их самостоятельности и расширением круга представлений. Они не удовлетворяются уже изображением отдельных эпизодов, а придумывают разные сюжеты. Если раньше, например, поезд изображался движениями и звуками, напоминающими гудки и шум паровоза, то теперь появляются роли машиниста, кондуктора, и поезд не просто идёт, а перевозит пассажиров и грузы. Дети пяти лет умеют сделать нужную постройку, находят разнообразное применение игрушкам. Их речь настолько развита, что они могут изображать различные сценки, говоря за действующих лиц. Они легко превращаются в папу и маму, в пассажира и в машиниста.

    Для выполнения взятой на себя роли, ребёнок использует игрушки и различные предметы, которые способствуют созданию образов. Сюжетные игрушки (кукла, мишка, лошадка, автомобиль и др.) наталкивают ребёнка на определённые игры. Например: на лошадке можно ездить верхом, возить грузы, поить её. В посуде – готовить обед или угощать из неё чаем куклу и т.д. Что касается предметов и материалов, то их дети в играх используют по-разному. Кубики и кирпичики – изображают хлеб, пирожное или стол, стул. Взрослые должны внимательно относиться к задуманному игровому замыслу ребёнка и не разрушать его игру только потому, что им кажется смешным, что прутик в игре может быть и лошадкой. В творческих играх дети не только отражают накопленный опыт, но и углубляют свои представления об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослые, познаёт мир в процессе деятельности. В конкретных действиях, связанных с выполнением роли, ребёнок обращает внимание на многие стороны жизни, которые он без игры и не заметил бы. В ходе игры он должен действовать так, как это требует роль, что так же обогащает его представления, делает их более живыми.

   Ребёнок, например, не один раз наблюдал, как действует дворник, но когда он изображал дворника, его представления становились ярче и содержательнее, особенно в коллективных играх, когда действия товарищей подсказывают ему, как надо поступать дальше, дружно договариваться о дальнейших действиях. Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.

   В игре ребёнок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, он приучается согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры, воле товарищей.

Литература: Шишкина, В.А. В детский сад - за здоровьем: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошкольного образования / В.А.Шишкина. – Мн.: Зорны верасень,2006.

Таллер, Л.А. Фундамент здоровья -  с детства / Л.А.Таллер. – Мн.: Полымя, 1989.

свернуть

Психолог рекомендует