Летняя оздоровительная кампания

Экспериментальная деятельность с дошкольниками в летний период

                  

   В детском возрасте ведущим видом деятельности является игра, а также экспериментирование. Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность.  В  деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь.  В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи, и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Конечно, взрослому легче сделать все самому и оставить детям роль наблюдателей. Но эффективность обучения будет в этом случае гораздо ниже. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними. Даже совсем маленький ребенок активно экспериментирует, познавая мир. Непосредственный контакт ребенка с песком, водой, воздухом, предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.

                                                                 Игры с песком 

Песок – отличный материал для игр: можно рисовать, строить мосты, замки, рыть каналы.  Ребята знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. В итоге у них развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус. Можно провести с детьми следующие эксперименты:

  1. «Сравнение мокрого и сухого песка по весу».

Насыпаем песок в две одинаковые чашечки, пытаемся на руках определить вес песка, делаем вывод – точнее вес определить с помощью весов. На весах взвешиваем чашечки с песком и определяем, что мокрый песок тяжелее сухого.

  1. «Из чего состоит песок».С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.
  2. «Ветер». Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе с взрослым создают ураган – резко с силой сжимают банку и выясняют, что происходит и почему (т.к. песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха). Предложить детям поразмышлять, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить его водой).
  3. «Своды и тоннели». Предложить детям вставить карандаш в трубочку из бумаги. Затем осторожно засыпать ее песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка остается не смятой. Не имеет значения, была ли она закопана в вертикальном, наклонном или горизонтальном положении. Дети делают вывод: песчинки образуют предохранительные своды. Объяснить, почему насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.
  4. «Песочные часы». Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой «Время как песок», «Время как вода».

                                                                       Игры с водой 

Игры с водой– любимое занятие детей.

  1. "Тонет, не тонет”.В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы)
  2. "Подводная лодка из яйца”.В стакане соленая вода в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (в соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).
  3. "Цветы лотоса”.Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются).
  4. «Веселые кораблики».Делаем кораблики из бумаги, ореховой скорлупы, коробочек. Затем пускаем в воду, делая «волны» и «ветер».

                                                                  Игры с воздухом

 На прогулке  с ребенком  можно узнать много интересного и о воздухе и его свойствах.

  1. «Помашем веером» Предложите ребёнку помахать веером около лица. Задайте несколько вопросов: Что вы чувствуете? Подведите ребёнку к выводу, что воздух не «невидимка». Его движения можно почувствовать, обмахиваясь веером.
  2. «Поймаем воздух» Дайте ребёнку пакет и помогите ему захватывающим движением поймать воздух и закрыть пакет. Задайте несколько вопросов: Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Подтвердите предыдущей вывод: воздух не «невидимка».
  3. «Упругий воздух»Дайте ребёнку круг для плавания и предложите его накачать. Задайте несколько вопросов: чем мы накачиваем круг? Что насос пропускает в круг? Почему круг стал упругим? Помогите малышу сделать вывод: В кругу воздух и именно он делает его упругим.
  4. «Живой пластилин» Налейте вместе с ребёнком 2 стакана воды. В первый стакан – чистую воду, во второй стакан – газированную. В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко). Задайте ребёнку несколько вопросов: Что происходит в первом стакане? Что происходит во втором стакане? Помогите малышу сделать вывод: в первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно. Во втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве. Вначале пластилин тонет, т.к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары) и пластилин всплывает на поверхность.
  1. «Холодный воздух» Остудите заранее в холодильнике бутылку и предложите ребёнку надеть на горлышко воздушный шарик. Поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте, что происходит и задайте несколько вопросов: Что происходит с шариком? Как он изменился? Помогите ребёнку сделать вывод: шарик увеличивается от того, что газ в шарике согревается воздуху становится в шарике тесно. Поэтому он надувается. Проведите еще один эксперимент: поставьте бутылку в холодную воду. Понаблюдайте что происходит. Сделайте ещё один вывод: при нагревании газ расширяется, а при охлаждении сжимается.
  2. «Наш помощник» Помогите ребёнку сделать вывод: чем помогает воздух человеку? И необходим ли воздух человеку?
  1. «Реактивный шарик» Предложите ребёнку надуть воздушный шар и отпустить его, обратите его внимание на траекторию и длительность его полета. Помогите ребёнку сделать вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Расскажите, что такой же принцип используется в реактивных двигателях

                                         Оборудование для игры с песком, водой и ветром

Для игры с песком

     Используют пластмассовые ведерки, совки, лопатки, формочки, грабельки, ситечки, игрушки, легко моющиеся (машины, куклы), а также дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие людей, дома, знакомых детям животных, транспортные средства, деревья. Можно предложить для игры кукольную посуду, куски клеенки, цветной пленки, кусочков разноцветного оргстекла, пластмассы (края должны быть зачищены), природного материала (веточек, корней, камушков, ракушек). Детям старшего дошкольного возраста для организации конструктивной деятельности в песке предлагаются более мелкие игрушки. Увеличивается количество дополнительного материала. Это могут быть обрезки пластмассовых и резиновых шлангов, труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки (в оболочке), а для формовки песка — пластмассовые емкости разной формы и размера. Для обыгрывания построек из песка ребята применяют и поделки, изготовленные своими руками. С этой целью используются материалы, которые не портятся от влаги (поролон, пенопласт, цветная клеенка, проволока и др.). Например, дети могут сплести коврики из пленки способом переплетения основы полосами, сделать мебель для кукол из молочных пакетов, обклеенных бумагой, дорожные знаки, палочки и катушки, зверюшек из поролона. Крупные формы полых кубов, банок без дна, отрезков пластмассовых труб большого диаметра (в данном случае форма не переворачивается, а снимается, поднимается вверх). Для строительства в качестве образцов детям предлагают фотографии, иллюстрации, рисунки с изображением различных сооружений.

Для игры с водой 

    Для организации игр детей с водой используются надувные бассейны или другие емкости. Также используются плавающие игрушки, выпускаемые промышленностью: корабли, лодки, уточки, рыбки, крокодилы. Лейки, ведерки, водяные мельницы, брызгалки, колбочки, краски пищевые. Сачки, разноцветные шарики, камешки, лодки, кораблики — из древесной коры, пенопласта, уточки,  рыбки,  лягушки — из поролона, плоты из веток деревьев.

Для игры с ветром               

    Для организации игр с ветром – самолетики, вертушки, флюгеры, парашютики, султанчики, сачки для ловли ветра, мыльные пузыри, шары, воздушные змеи, летающие тарелки, бумеранги.

                                                Оборудование для экспериментирования

    Используют увеличительные стекла, песочные часы, компас, магниты, разные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл) разной формы, природный материал (камешки, глина, семена, листья деревьев и т.д.), утилизированный материал (проволока, ткань, пластмасса, пробки и т.д.), технические материалы (гайки, шурупы, болты и т.д.), разные виды бумаг, красители, медицинские материалы (пипетки, шприцы без игл, мерные ложки, резиновые груши и т.д.)

 

Литература:  Шабала, Я. Весело играем, здоровье укрепляем / Я.Шабала // Пралеска.- 2010.-№ 6.- с.46

 

 

свернуть

Памятка для родителей "Безопасность дошкольников в летний оздоровительный период - общие правила поведения"

НА  ВОДЕ:

-Не разрешайте детям купаться самостоятельно без Вашего присмотра, особенно на матрацах или надувных кругах. Всегда будьте рядом и постоянно держите Вашего ребенка в поле зрения!

-Отпускайте ребенка в воду только в плавательном жилете или нарукавниках!

-Купайтесь с детьми в хорошо знакомых местах, там, где нет опасных предметов под водой!

-Купайтесь только в специально отведенных местах и в безопасной зоне, обозначенной буйками!

-Контролируйте время пребывания ребенка в воде. Не рекомендуется дошкольникам долго (не более 20 минут) находиться в воде во избежание переохлаждения  или солнечного удара!

-Не устраивайте в воде игры! Не позволяйте детям играть в игры, где участники прячутся под водой или их «топят». Такие развлечения могут окончиться  трагедией!

НА ДОРОГЕ:

-Не разрешайте детям играть и кататься на велосипеде  вблизи проезжей части дороги! Убедитесь в наличии безопасных мест, где ребенок мог бы кататься на велосипеде без риска быть сбитым автомобилем!

-Обучите ребенка, что нельзя без оглядки выбегать из подъезда, домов, заборов, остановки, арки, из-за гаража или стоящей машины, из–за  куста или дерева. Необходимо остановиться, осмотреться по сторонам и убедиться, что нет  опасности приближающегося транспорта!

-Выработайте привычку, всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться – и только тогда переходить   через  проезжую часть!

-Автобусная остановка очень опасное место! Научите ребенка, что нельзя обходить автобус спереди.

-Переходите дорогу с детьми только по пешеходному переходу на зелёный сигнал светофора!

-При переходе дороги убедитесь, что водитель Вас пропускает!

-В автомобиле для детей используйте автокресла и ремень безопасности!

-Обозначьте себя и ребенка фликером  в темное время суток – будьте заметными!

С ОГНЁМ:

-Не разрешайте детям играть со спичками и зажигалками!

-Не используйте горючие и воспламеняющиеся жидкости!

-Перед уходом из дома проверьте, выключены ли  все электроприборы!

-Во время грозы находитесь  подальше от воды, высоких деревьев и столбов!

-Не разжигайте костры в лесу, на торфяниках и в засушливую погоду!

В  БЫТУ:

-Обучите детей правилам безопасного поведения с незнакомыми людьми, разговаривать с ними, брать  подарки и сладости!

-Постоянно напоминайте детям, что нельзя открывать дверь незнакомцам и разговаривать с ними по телефону!

-Запрещайте детям сидеть на подоконнике, открытого окна или балкона, выглядывать в форточку, так участились случаи падения детей из окна! Объясняйте, что это смертельно опасно для  жизни!

                                                НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ  ДЕТЕЙ  БЕЗ  ПРИСМОТРА!!!

свернуть

Как безопасно отдохнуть на водоёме

Напомнили, как безопасно отдохнуть на водоеме

(Вилейский район)

     Печальная статистика случаев гибели людей на водоемах настораживает! В выходные дни работники МОУ МЧС оказали практическую помощь спасателям Вилейщины в проведении рейдовых мероприятий по местам отдыха граждан у водоемов. Целью профилактических мероприятий       было предупреждение трагедий на воде. Рейдовая группа напоминала отдыхающим правила безопасного поведения на водоемах, рассказывали, как не стать жертвой собственной беспечности и задуматься о своей безопасности, приводили примеры трагедий и вручали информационные буклеты и листовки с рекомендациями от МЧС. Работники МЧС особое внимание уделяли семьям, отдыхающим с детьми, указывая на недопустимость оставления малышей у воды без присмотра. Отдыхающих ознакомили с целями и задачами профилактической акции «Летний патруль», а также напомнили, что если большинство чрезвычайных ситуаций с детьми происходит из-за недосмотра родителей, то взрослых губит употребление алкоголя.

                                           МЧС напоминает, чтобы избежать трагедий на воде:

- допускается купаться только в разрешенных местах;

- дети и подростки не должны находиться у воды без взрослых;

- нельзя прыгать в воду с обрывов, дамб, мостов, лодок, катамаранов;

- нельзя заплывать за буйки или пытаться переплывать водоемы, подавать ложные сигналы о помощи, подплывать к идущим лодкам, судам и катерам;

- если в воде ногу свела судорога, следует перевернуться на спину, крепко ухватить рукой большой палец и сильно потянуть ступню на себя (пока нога не выпрямится), после чего плыть к берегу.

               Участники рейда проинформировав граждан желали им хорошего, а главное безопасного отдыха!

 

свернуть

Предупреждение гибели людей на водоёмах

Предупреждение гибели людей на водоемах 

                                                            КУПАНИЕ В НЕТРЕЗВОМ СОСТОЯНИИ

     К основным причинам неудачного, а порой печального отдыха можно отнести беспечность граждан, нарушение правил поведения на воде. В большинстве случаев ЧП происходят во время распития спиртных напитков, при заплыве в нетрезвом состоянии, купании в запрещенных местах, где нет спасательных станций. Употребление алкоголя и отдых у воды часто становятся причиной гибели людей.

Важно! Нетрезвый человек не в состоянии адекватно оценивать ситуацию и может совершать поступки, которые никогда бы не совершил в трезвом виде!

Запрещается:

- купаться в водоемах в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь дополнительно расширяет сосуды, и после погружения в холодную воду наступает резкий спазм. В условиях открытого водоема это может стоить жизни.

 

                                      РЫБАЛКА — ПРЕКРАСНЫЙ ВИД АКТИВНОГО ОТДЫХА

    Далеко не все задумываются о том, что на рыбалке человека с удочкой подстерегают разного рода опасности. А между тем любой водоём, даже давно знакомый, является местом определенного риска.

Правила безопасной рыбалки:

- перед уходом на рыбалку обязательно сообщите о месте промысла родным и близким, а также уточните время возвращения;

- не стоит употреблять алкоголь, он замедляет реакцию, расслабляет  внимание, притупляет чувство реальной опасности;

- возьмите с собой аптечку, фонарик, карту местности, средства оповещения о своем местонахождении;

- перед началом рыбалки необходимо осмотреть место ловли - на обрывистых и подмытых берегах рек будьте особенно осторожными;

- во избежание несчастных случаев лучше рыбачить, не отходя далеко от берега;

- при ловле с лодки рыбакам не стоит забывать о наличии на борту средств спасения и сигнализации.

 

КАТАНИЕ НА ПЛАВСРЕДСТВАХ

    Многие граждане имеют в личном пользовании различные плавсредства (лодки, гидроциклы, катеры и др.), остальные пользуются взятыми на прокат. В любом случае любителям водных прогулок необходимо помнить, что катание на любых плавсредствах требует строгого соблюдения правил безопасности при их эксплуатации, нарушение которых может повлечь за собой непоправимые последствия.

Важно! Все находящиеся на плавсредстве должны надевать спасательные жилеты.

Запрещается:

- превышать установленное количество людей на борту;

- управлять плавсредсвами в состоянии алкогольного опьянения;

- управляющему плавсредством заходить за обозначенные буйками акватории, отведенные для купания;

- прыгать в воду с лодки;

- сидеть на бортах, переходить с места на место и пересаживаться на другие катера, лодки;

- выходить на воду на плавсредствах, совершенно для этого не приспособленных;

- близко подплывать к плавсредствам, вблизи них возникают водовороты, волны и течения: плывущего может затянуть под них.

 

                                                    ПОПЫТКИ ПЕРЕПЛЫТЬ ВОДОЁМ

    Осторожность на воде - это, прежде всего, необходимость. Люди (даже хорошо умеющие плавать) заплывают на глубину, а вернуться на берег уже не могут. Некоторые устраивают соревнования по преодолению препятствий. Но силы может рассчитать далеко не каждый.

 

Запрещается:

- заплывать за ограничительные знаки и удаляться от берега во время купания на значительные расстояния, а также без острой необходимости (спасение людей) переплывать водоем.

 

ПЛАВАНИЕ И НЫРЯНИЕ В НЕЗНАКОМЫХ, НЕОБОРУДОВАННЫХ МЕСТАХ

Многие отдыхающие любят нырять в воду с высоты. Смертельно опасно для жизни прыгать в воду в неизвестных местах. Здесь можно удариться головой о грунт, сломать шейные позвонки, потерять сознание и погибнуть. Не менее опасно также прыгать головой в воду с плотов, пристаней, дамб и других сооружений. Под водой могут быть сваи, рельсы, камни и т.п.  

Важно! Купайтесь только на оборудованных пляжах в зоне, огороженной буйками или поплавками.

Запрещается:

- прыгать или нырять в незнакомых местах: с мостов, причалов, пристаней и др.

 

                                                       НАДУВНЫЕ МАТРАСЫ, КАМЕРЫ

         Очень часто при отдыхе на воде люди используют различные надувные предметы. Плавание на них опасно, а для человека, не умеющего плавать, часто заканчивается трагически. Надувные камеры, матрасы очень лёгкие, даже слабого ветра и течения достаточно, чтобы отнести их на большие расстояния. Стоит отвлечься на несколько минут – и берег оказывается вне пределов досягаемости. Матрас может захлестнуть волной, он может выскользнуть из-под пловца и накрыть его с головой. К тому же любой надувной предмет может иметь скрытый дефект, который не всегда удаётся обнаружить своевременно: из него может выйти воздух и он потеряет плавучесть в любой момент.

 

Важно! Любые подручные надувные средства, могут выскользнуть из рук, сдуться по какой-либо причине, и человек окажется в воде.

Запрещается:

- использовать для плавания надувные матрасы, круги, камеры и др. надувные предметы, т.к. они не являются плавсредствами.

 

                                                                          АКВАПАРКИ

     Один из самых любимых видов отдыха многих семей, а особенно детей – это аквапарки. Большое количество горок, бассейнов, фонтанов, джакузи вызывает восторг у всех посетителей. Однако, посещая эти водные сооружения, не стоит забывать о правилах безопасности.

 

Правил безопасности при посещении аквапарка:

- в любом аквапарке, который вы посетите, есть свои правила работы, обязательно прочитайте их;

- если детей больше одного, рекомендуется идти компанией или всей семьей (исходя из правила: один взрослый на одного ребенка);

- обязательно проговорите с ребенком основные моменты – что делать, если он вдруг потеряет из виду родителей;

- не пускайте маленького ребенка одного на горки, всегда будьте рядом с ним;

- прежде чем идти с ребенком на какой-то аттракцион, обязательно ознакомьтесь с его работой;

- лучший способ узнать о том, как работает аттракцион – самому его опробовать!

- с горок нельзя спускаться на животе, головой вперед и стоя, об этом стоит рассказать ребенку;

- не оставляйте ребенка одного ни на минуту, даже если он уже вполне самостоятельная личность и хорошо плавает;

- следите, чтобы ребенок был в жилете или с надувными рукавами.

 

                                             ПОДРОСТКИ БЕЗ ПРИСМОТРА У ВОДЫ

   Особый акцент хочется сделать на безопасности подростков у водоёмов. Они порой ведут себя слишком беспечно, самоуверенно, бегают и балуются у воды, не чувствуя никакой опасности. Родители должны понимать, что, сколько бы не было лет ребенку, будь он дошкольником или учащимся, он не должен находиться у воды без присмотра взрослых. И именно родители обязаны поговорить с детьми обо всем, что может произойти, предупредить об опасности и объяснить последствия.

 

Важно! Правила для родителей:

- не отпускайте ребёнка на пляж одного;

- не упускайте его из виду, когда он плавает (не стоит полагаться на то, что ребёнок уже большой и отлично плавает);

- выбирайте оборудованный пляж, ведь там дежурят спасатели.

 

                                        ГИБЕЛЬ МАЛОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ НА ВОДОЁМАХ

   Еще раз акцентируем внимание на том, что самое главное, о чем должны помнить родители – дети не должны находиться у воды без присмотра. Это правило, которому все взрослые обязаны неукоснительно следовать. К сожалению, зачастую на воде тонут малолетние дети, оставленные без присмотра взрослых. Опасность, в особенности для маленького ребенка, представляют не только крупные водоёмы, но и декоративные пруды, и даже ёмкости с водой. Только родители, которые знают о возможных опасностях и воспринимают их всерьез, какими бы редкими и невероятными они не казались, смогут уберечь своего ребёнка от беды. Находясь с детьми у воды бдительность нельзя терять ни на минуту.

 

Важно! Не упускайте из виду детей, играющих у водоёмов. Лучше всего, если ребёнок будет играть на воде со взрослыми - только так можно полностью быть уверенными в его безопасности. Если вы не участвуете в играх, следите, чтобы ребёнок был в пределах вашей видимости.

                                                                  Уважаемые родители!

    Лето замечательное время для отдыха, позитивных эмоций, ярких впечатлений. Но это и самый травмоопасный период для детей. Поэтому сделайте все, чтобы уберечь своего ребенка от неприятностей. Постарайтесь максимально обезопасить ваш отдых, будьте рядом со своими детьми и берегите их.

 

свернуть

Игры с песком в летний оздоровительный период

Консультация для педагогов

"Игры с песком в летний оздоровительный период"

Песочная терапия - это ключ к внутреннему миру ребенка, один из самых органических способов выразить переживания, исследовать мир, выстроить отношения.

Песочница - это маленькая модель окружающего мира. Во время игры с песком ребенок может выразить свои чувства и переживания. С помощью игры его легче услышать и понять взрослым. Решая спорные вопросы во время игры у ребенка, исчезает необходимость проявлять их в повседневной жизни. Разыгрывая разные сюжеты известных сказок в песочнице, ребенок символически решает свои проблемы, лишается комплексов, страхов и переживаний.

Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать человека. Песок как бы "заземляет" негативную энергию. Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим - успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти. Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. На песочном полигоне можно дать волю своей буйной фантазии. Сколько всего можно вылепить из влажного песка: фигурные куличики, домики, гаражи, дворцы, города, скульптуры.

Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей.

Игры с песком в учреждении образования проводятся в разных возрастных группах в течение дня. Особенно целесообразно использование игр с песком в период адаптации детей, с целью создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для адаптации малышей к условиям дошкольного учреждения образования.

Подбор упражнений на песке:

-     «походить» ладошками по песку, оставляя свои следы;

- «поездить» ладошками или ребром ладони, выполняя зигзагообразные и круговые движения;

- создать отпечатками ладоней, кулачков разнообразные рисунки (цветы, деревья, траву, солнышко, дождь);

- сложив пальцы, изобразить загадочные следы птиц, животных, которых не существует;

- «просеять» песочек между пальцами;

- сделать отпечатки различных предметов формочками;

- сгрести песок ладонями в большую кучу - «муравейник» и разгрести его,

- «поиграть» на поверхности песка, как на клавиатуре пианино;

- сдуть песок с ладоней, фантиков, цветочков;

- «погрузить» руки в песок;

- создать рисунки на увлажненном песке;

- спрятать в песок буквы, мелкие игрушки и отыскать их.

Для сравнения ощущений предлагаем детям выполнить такие же упражнения в воздухе, на столе.

Постройки из песка и действия детей

Младшая группа

Угощение для кукол — «выпечь» из песка раз­нообразные изделия (булочки, пирожки, тор­тики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая его рукой или совочком. Пирож­ки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. За­тем нужно «угостить» пирожками друзей, маму, папу, кукол.

Будка для собаки — собрать песок в кучку, уплотнить и сделать совком углубление, чтобы в это нехитрое сооружение поместить игруш­ку — собачку.

Дорожка — необходимо, продвигая дощечку, лежащую плашмя, проложить дорожку, на кото­рой построить кочку и вырыть ямку. Строитель­ство можно сопровождать словами: «По кочкам, по кочкам, по ровненьким дорожкам...».

Формочки — наполнить плотно формочку песком, перевернуть ее, постучать по дну, осто­рожно поднять форму. Далее мастерить из обра­зовавшихся фигурных холмиков торты, башни, домики.

Сюжетное строительство — дети учатся соо­ружать из песка горки, скамейки, ворота, столы, стулья, мостики.

Заборчик — собрать песок с двух сторон рука­ми, уплотняя его и постепенно удлиняя сооруже­ние по направлению к себе.

Средняя группа

Сюжетное строительство. Цель — закрепить умение сооружать несложные постройки, объеди­няя их общим содержанием и украшая. Можно под руководством взрослого строить высокую башню из трех форм разного объема.

Горки — строить из песка дома, используя кубические формы, украшать их разноцвет­ными окнами, вдавливая в песок формочки, конструктор.

Тоннели — самостоятельно сооружать разные горки, проделывая в них сквозные отверстия.

Старшая группа

Сооружение сложных и крутых построек — воспитатель показывает, как с помощью лопатки или дощечки вырезать из утрамбованного песка дома, корабли, машины, поезда, мебель.

Создание крупных сюжетных построек — строительство высоких домов, дворцов, прокла­дывание дорог, сооружение бассейнов, детских садов. Ознакомление с вариантами украшения высотных домов: конструирование лоджий с по­мощью кусочков фанеры; установка на зданиях телевизионных антенн из цветной проволоки, прокладывание провода между мачтами улич­ных фонарей.

Строительство по темам знакомых сказок и разыгрывание сказочных сюжетов («Царевна-лягушка», «Заячья избушка», «Снежная короле­ва» и другие).

Строительство из «жидкого» песка — педагог показывает ребятам новый прием работы с пе­ском: насыпать песок в ведро, смешать с водой, набрать «кашу-малашу» в ладошки и выпускать струйкой. Песок при этом ложится узорами. Так можно строить высокие дворцы, замки, башни и другие сооружения конусообразной формы, постепенно наращивая постройку в высоту и ширину.

Использование бросового материала — для устройства комнаты кукол можно сделать мебель из молочных пакетов, а из клеенки, палочек, кату­шек изготовить флажки, дорожные знаки.

Развивающие математические игры в песочнице

«Узор под диктовку»

(ориентирование в пространстве). Педагог дает указания, в каком углу, каком месте песочницы положить тот или иной предмет. Можно использовать природный материал.

«Что справа, слева, сверху, снизу?»

(Ориентирование в пространстве). Ребенок определяет и называет местонахождение того или иного предмета в песочнице.

«Числа и цифры»

Ребята откапывают спрятанные в песке предметы, природный материал, классифицируют их, сравнивают количество, обозначают каждую группу соответствующей цифрой.

«Кратчайший путь»

 Дети определяют маршруты в песочнице с использованием условной меры и сантиметровой линейки.

«Какая цифра спряталась?»

Пластмассовые цифры зарыты в песке не полностью. Дети должны распознать и назвать их по фрагментам.

«Лабиринты»

Одни устраивают песочные лабиринты, другие ищут выходы из них.

«Геометрическая мозаика»

Создание в песочнице узоров из геометрических фигур по образцу, по памяти, по словесными указаниями.

«Математические упражнения»

Воспитатель предлагает ребенку выложить столько ракушек, сколько у него есть, или на одну больше-меньше и т. п.

Игры по обучению грамоте с песком

«Кто спрятался»

Найти в песке фигурки и отобрать те из них, название которых начинается на заданный звук. Придумывание предложений с этими словами.

«Написание букв, слов на песке»

(Пальцем, палочкой, «змейками» - простыми веревочками с узелком на конце).

«Веселые преобразования»

Превращаем одну букву на другую, рисуя их на песке и т.д.

«Допиши букву, слово»

Воспитатель пишет букву или слово, засыпает песком ее часть, предлагает ребенку восстановить написанное.

«Найди и назови»

Дети ищут пластмассовые буквы в песке, называют их, делят на гласные и согласные, выкладывают из них слова.

«Что скрывает песок?»

Дети находят в песке таблички со словами, прочитывают, классифицируют.

«Кто быстрее?»

Игра-соревнование проводится с детьми в парах, тройках в двух песочницах. Победитель тот, кто быстрее откопает буквы и выложит слова по образцу.

Художественно-речевая деятельность

«Кто быстрее найдет»

Найти предмет в песке и составить о нем предложения (описание, назначение и т.д.).

«Что ты чувствуешь?»

Описание детьми своих ощущений при взаимодействии с песком.

«Фантазия из песка»

Цветной песок хаотично насыпаем на бумажные тарелочки, листы бумаги. Педагог предлагает рассказать, что увидели дети.

«Сказочники Песчаной страны»

Моделирование из песка сказочных сюжетов с использованием мелких фигурок, составление и рассказывание сказок, рассказов о них.

Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики

«Едут машины, санки, коньки»

Скольжения ладонями по поверхности песка зигзагообразными круговыми движениями, а также движениями в разных направлениях.

«Ловкие змейки», «Прокладываем железную дорогу»

Выполнение движений ребром ладони, прохождение по следам, проложенным ранее, параллельно им.

«Волшебные узоры»

Создание узоров, различных изображений с помощью отпечатков ладошек, кулачков, пальчиков.

«Делай, как я»

В паре с воспитателем или другим ребенком. Повторение движений рук, пальцев по песку.

«Там неизведанных дорожках ...»

Прохождение по поверхности песка пальцами, сгруппированными по два, три, четыре, пять. Педагог предлагает представить, чьи это могут быть следы.

«Море волнуется»

Шевеление руками в песке, наблюдение за тем, как меняется песчаный рельеф.

«Мина», «Сапер»

Осторожное откапывание руки товарища, стараясь не коснуться ее.

«Сюрпризы для друзей»

Изготовление тайников в песочнице, закапывание в них мелких игрушек, цветных камешков, ракушек и т.п.

Таким образом, игры с песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.

Список использованных источников:

  1. Сакович Н.А.: Технология игры в песок. Игры на мосту/ Изд.: Речь, 2008г., 176 с.
  2. Информационно-методический журнал. Образование Минщины. №2 (49) март-апрель 2014г./ Изд.: Белорусский Дом печати, 2014г., 98 с.
свернуть

Памятка для родителей в летний оздоровительный период

ПАМЯТКА  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

В ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

НА  ВОДЕ:

-Не разрешайте детям купаться самостоятельно без Вашего присмотра, особенно на матрацах или надувных кругах. Всегда будьте рядом и постоянно держите Вашего ребенка в поле зрения!

-Отпускайте ребенка в воду только в плавательном жилете или нарукавниках!

-Купайтесь с детьми в хорошо знакомых местах, там, где нет опасных предметов под водой!

-Купайтесь только в специально отведенных местах и в безопасной зоне, обозначенной буйками!

-Контролируйте время пребывания ребенка в воде. Не рекомендуется дошкольникам долго (не более 20 минут) находиться в воде во избежание переохлаждения  или солнечного удара!

-Не устраивайте в воде игры! Не позволяйте детям играть в игры, где участники прячутся под водой или их «топят». Такие развлечения могут окончиться  трагедией!

НА ДОРОГЕ:

-Не разрешайте детям играть и кататься на велосипеде  вблизи проезжей части дороги! Убедитесь в наличии безопасных мест, где ребенок мог бы кататься на велосипеде без риска быть сбитым автомобилем!

-Обучите ребенка, что нельзя без оглядки выбегать из подъезда, домов, заборов, остановки, арки, из-за гаража или стоящей машины, из–за  куста или дерева. Необходимо остановиться, осмотреться по сторонам и убедиться, что нет  опасности приближающегося транспорта!

-Выработайте привычку, всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться – и только тогда переходить   через  проезжую часть!

-Автобусная остановка очень опасное место! Научите ребенка, что нельзя обходить автобус спереди.

-Переходите дорогу с детьми только по пешеходному переходу на зелёный сигнал светофора!

-При переходе дороги убедитесь, что водитель Вас пропускает!

-В автомобиле для детей используйте автокресла и ремень безопасности!

-Обозначьте себя и ребенка фликером  в темное время суток – будьте заметными!

С ОГНЁМ:

-Не разрешайте детям играть со спичками и зажигалками!

-Не используйте горючие и воспламеняющиеся жидкости!

-Перед уходом из дома проверьте, выключены ли  все электроприборы!

-Во время грозы находитесь  подальше от воды, высоких деревьев и столбов!

-Не разжигайте костры в лесу, на торфяниках и в засушливую погоду!

В  БЫТУ:

-Обучите детей правилам безопасного поведения с незнакомыми людьми, разговаривать с ними, брать  подарки и сладости!

-Постоянно напоминайте детям, что нельзя открывать дверь незнакомцам и разговаривать с ними по телефону!

-Запрещайте детям сидеть на подоконнике, открытого окна или балкона, выглядывать в форточку, так участились случаи падения детей из окна! Объясняйте, что это смертельно опасно для  жизни!

                  НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ  ДЕТЕЙ  БЕЗ  ПРИСМОТРА!!!

свернуть

Правила безопасности, если идете в лес

ПРАВИЛА  БЕЗОПАСНОСТИ,

ЕСЛИ ИДЕТЕ В ЛЕС

Важно!

Сообщите родственникам о маршруте и времени возвращения.

Рекомендации:

-надевайте яркую, удобную, непромокаемую одежду и обувь;

-возьмите с собой телефон (компас), воду, лекарства, продукты, спички, нож;

-не отправляйтесь в лес в одиночку;

-обращайте внимание на погодные условия, в пасмурную погоду лучше поход отложить.

Что делать, если Вы  заблудились

-не паникуйте, остановитесь и успокойтесь;

-ищите просеку, тропинку , линии электропередачи и идите вдоль них и Вы обязательно выйдете к людям;

-если на пути повстречался ручей или река, следуйте вниз по течению – они всегда приведут к людям;

-прислушайтесь: шум трактора слышно за 3-4 км,  лай собаки - за 2-3 км, идущий  поезд -  за 10, идите на звук;

-оставляйте за собой следы: зарубки на стволах деревьев, сломанные ветки;

-звоните по телефону 112 и сообщите, из какого населенного и какого района вошли в лес, опишите, что видите по сторонам;

-если начинает темнеть, то сориентируйтесь на местности  и подумайте, где организовать ночлег. Организуя ночлег, позаботьтесь, чтобы ищущие Вас не прошли мимо. Повесьте на кусты кепку, носовой платок , чтобы привлечь внимание.

По материалам пособия «Помощь рядом» центра  исследований  в области безопасности жизнедеятельности и взаимодействия с общественностью НИИ ПБ и ЧС МЧС Республики Беларусь и ГОУ «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям  Республики Беларусь».

свернуть

Правила безопасного поведения во время грозы

Правила безопасного поведения

во время грозы

  1. Объясните ребенку, что гроза – опасное природное явление.
  2. Во время грозы нужно укрыться в помещении, закрыть окна и отойти   вглубь   комнаты.
  3. Необходимо  выключить электроприборы и мобильный телефон.
  4. На улице нужно обязательно прекратить подвижные игры.
  5. Нельзя прятаться под одиноко стоящим деревом.
  6. Если нет возможности зайти в помещение, то можно спрятать в овраге, канаве, яме (постелить что-нибудь на землю (куртку или рюкзак) и присесть  (ступни поставить вместе, опустить голову, руками обхватить колени).              

Изображение

По материалам «Безопасность ваших детей»Научно-исследовательского института пожарной безопасности и проблемчрезвычайных ситуаций Министерства по ЧС Республики Беларусь, 2015.

свернуть

Правила безопасного поведения на детских игровых площадках

Правила  безопасного поведения на детских площадках

1.Объясните ребенку, что нельзя кататься на неисправных качелях, горках.

2.Ребенок должен знать, что если он упал с качелей, нельзя сразу вставать, чтобы не получить удар по голове.

3.Расскажите ребенку , что нельзя кататься стоя на ногах.

4. Нельзя  спрыгивать и  подходить близко, если катаются другие дети.

5.Нельзя раскачивать  пустые качели.

6.Объясните ребенку, что прежде, чем съехать с горки, он должен убедиться, что предыдущий  ребенок встал на ноги и отошел в сторону.

7.Объясните ребенку, что все сооружения на детской площадке сделаны из железа или другого прочного материала, а соответственно, если не соблюдать правила безопасности, можно получить серьезную травму.

Литература:

По материалам «Безопасность ваших детей» Научно-исследовательского института пожарной безопасности и проблемчрезвычайных ситуаций Министерства по ЧС Республики Беларусь, 2015.

Изображение

свернуть

Безопасность при отдыхе на природе

Помните,

что разводить костры необходимо только в специально отведенных местах!

1.Попросите ребенка помочь Вам собрать дрова для разведения костра.

2.Объясняйте и комментируйте все свои действия.

3.Окопайте место для костра и обложите его камнями.

4.Разводите костер возле водоема или поставьте рядом емкость с водой (песком), чтобы при необходимости можно было быстро потушить пламя.

5. Если для жарки шашлыков используете мангал, следите за тем, чтобы дети не играли рядом и случайно не опрокинули его.

6.Объясните ребенку, что нельзя поджигать палки и размахивать ими , так как можно устроить пожар.

7.Уезжая с места отдыха, вместе с ребенком залейте костер.

Изображение

По материалам «Безопасность ваших  детей» Научно-исследовательского института пожарной безопасности и проблемчрезвычайных ситуаций Министерства по ЧС Республики Беларусь, 2015

свернуть

Безопасность при катании на роликах и велосипеде

Безопасность

при катании на роликах и велосипеде

1.Не разрешайте  ребенку выходить на улицу с самокатом, велосипедом, роликами без сопровождения  взрослых.

2.Ребенок должен знать, что кататься нужно только по тротуарам с ровной поверхностью.

3.Обязательно наденьте ему наколенники, налокотники, шлем.

4.Объясните,что крутой склон, неровности на дороге, проезжающий транспорт – все это представляет серьезную опасность.

5.Научите ребенка останавливаться у опасных мест: выездов машин из дворов, автостоянок, арок.

   

По материалам «Безопасность ваших  детей» Научно-исследовательского института пожарной безопасности и проблемчрезвычайных ситуаций Министерства по ЧС Республики Беларусь, 2015

свернуть

Чем же особенно летнее оздоровление? Рекомендации для родителей

Рекомендации  для  родителей

Чем же особенно  летнее  закаливание?

     Начнем с простого – определения самого термина. Закаливание – это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, которая включает разные процедуры, направленные на повышение устойчивости организма к внешним перепадам температуры. А теперь к сути дела. Всем известна фраза: солнце, воздух и вода… К закаливанию летом она имеет самое прямое отношение.

Закаливание  воздухом

        Естественно, загазованный воздух мегаполиса вряд ли сможет закалить вашего ребенка. Поэтому вы должны сделать все для того, чтобы как можно чаще вывозить его за город. Идеальный вариант – дача или каникулы  в деревне у бабушки. Закаливание  воздухом в такой среде произойдет само собой. Ведь вряд ли вам захочется сидеть в доме, когда за окном бушует лето. Даже ночью. Ведь как раз этот вид закаливания  включает в себя сон на открытом воздухе. Если же нет возможности уснуть под звездами, довольствуйтесь сном при открытой форточке. Закаливание воздухом стимулирует обмен веществ, улучшает сон и аппетит, повышает настроение, укрепляет иммунитет. В составе крови повышается количество эритроцитов и уровень гемоглобина. Совершенствуется также деятельность дыхательной системы. Пребывание на свежем воздухе вызывает чувство свежести и бодрости.

Закаливание   солнцем

     В летнее время года солнцу нужно не радоваться, а защищаться от воздействия его прямых лучей на тело малыша. Простые правила необходимо соблюдать очень четко. На открытом солнце ребенок не должен находиться более 15 минут. Ни в коем случае, даже в тени, нельзя позволять малышу играть без панамки, которая должна быть из натуральной, легкой ткани. Летом на солнце разрешается быть с 8 до 11 часов, или после 16, так как в это время земля и воздух не очень нагреты, а, следовательно, жара переносится легче. В середине дня увеличивается опасность перегревания организма, или же солнечного удара. Чтобы вместо пользы солнечное закаливание не принесло вреда, будьте осторожны.

Закаливание  водой

      А вот закаливание  водой – любимое занятие всех детишек. Главная задача родителей – направить удовольствие от купания в нужное русло. Чтобы организм получил максимальную пользу от летнего купания, надо следовать простым правилам. Водные процедуры летом естественно лучше проводить на открытом воздухе. Купание в речке, озере или даже в бассейне должно в первую очередь происходить под наблюдением взрослого. Купаться разрешается не более 2 раз в день максимум по 15 минут. Перед тем как окунуться в воду, малыш должен хорошо прогреться на солнышке. Потом простым хождением по воде мы подготовим его к самому купанию. Ни в коем случае ребенок не должен просто сидеть в воде. Поиграйте с ним в мяч, или же попрыгайте. После водных процедур нужно вытереть малыша махровым полотенцем, сменить мокрые трусики и увести в тень. Естественно ваш ребенок будет требовать в воде сидеть как можно дольше. Чтобы не нарушать и свою и детскую психику – соорудите маленький бассейн возле песочницы. Такой, чтоб ребенок мог намочить в нем руки и часть ног.

По росе, по камушкам – босиком

      Да-да. Босые малыши – здоровые носики. Как бы это не странно звучало, но между носом и ногами существует прямая связь. Нервные окончания, которые находятся на подошвах ног, благодаря активным каналам связаны с такими же рецепторами, но в слизистой оболочке носа. Из этого следует: чтобы носик не чихал, должны быть здоровые, закаленные ножки. Ходьба босиком и обливание как раз необходимы. Начинать нужно с самого элементарного – хождения босиком в доме. Естественно приучать нужно постепенно, если до этого ваш малыш ходил только в тапочках. Ну а летом босые прогулки по теплому асфальту должны стать нормой. Если же в комнатных условиях вы практикуете обливания холодной водой, то к летней закалке обязательно добавляйте росяные ванны. Бегать утром по росе босиком очень полезно и весело!

Песочница

      Ну как же летом без нее? А, оказывается, она пригодится и в закаливании  организма. Песочек, нагретый на солнышке, очень полезный. Это своего рода теплый массаж рук и ног. Вот вроде бы и все. Это и есть закаливание? – спросите вы. Так ведь ничего особенного в этом нет. Вот именно! Вы должны в первую очередь понять, что закаливание – это не инструкция, не временное занятие – а способ жизни. Так что если лето вы провели именно так – осенью будете спокойно продолжать закалять организм здорового крепкого малыша!

В закаливании  важную роль играют три принципа:

- Систематичность. Раз уж начали ходить летом босиком по росе, так и зимой побегайте так же по снежку.

- Постепенность. Плавно увеличивайте продолжительность тех же босых пробежек.

- Учет индивидуальных особенностей. Ни в коем случае не заставляйте ребенка насильно закаляться. Если не нравится ему бегать босиком – так обуйте, а для закаливания  найдите другой способ.

Закаливающие процедуры должны приносить удовольствие!

И только тогда вместе с ними придет крепкое здоровье!

Источник: http://malutka.net/zakalivanie-detei-letom

Изображение

 

свернуть

Укусы насекомых летом

УКУСЫ НАСЕКОМЫХ 

Изображение

      Укусы мелких насекомых — пчел, ос, шмелей, комаров, москитов, мелких пауков, клещей и др. — особенно опасны, когда у человека повышена чув­ствительность к ним или имеются множественные укусы этих насекомых.

Признаки укуса:

•        боль;

•        отек тканей в месте укуса;

•        общая слабость, тошнота, рвота;

•        в нередких случаях — крашеная сыпь, по­теря сознания.

Оказание помощи:

•    Удалить жало, если оно оста­лось на месте укуса.

•  Приложить к месту укуса мар­левую салфетку или вату, смо­ченную одеколоном, водкой, винным спиртом, растворами перекиси водорода, питьевой  соды (0,5—1 ч. л. на стакан воды) или наша­тырного спирта (в соотношении с водой 1:1).

•   Для снятия зуда после укусов можно использо­вать слабые гормональные мази и кремы: ги­дрокортизон, синафлана, аллергодил, элокон.

•     Из народных средств можно использовать для смазывания места укуса сырой яичный белок и сок чистотела.

• При сильных отеках и различных аллерги­ческих проявлениях пострадавший должен обратиться за медицинской помощью.

      Для предупреждения укусов комаров, мокре­цов, москитов, мошек и других кровососущих дву­крылых насекомых следует использовать репел­ленты — средства, отпугивающие этих насекомых: «ДЭТА», «Тайга», «Ангара», «Тиль» («Эвкалат»), «Ок-сафтал», «Аутан», «Ребефтал», «Дифтолар», «Реф-тамид», «Арадет», «Редеет», а также вьетнамский бальзам «Золотая звезда». Их можно наносить на одежду и открытые участки тела, избегая попада­ния препарата на слизистую рта, глаз, носа, по­врежденные участки кожи.

В качестве репеллента можно использовать:

•  любой одеколон с добавлением нескольких капель валерианы, гвоздичного, лавандово­го или анисового масла;

•   смесь, приготовленную из шампуня, расти­тельного масла и 9-процентной уксусной кислоты, взятых в равных пропорциях;

•   гвоздичный лосьон, приготовленный из 15— 20 зерен гвоздики (пряность), настоянных на водке или прокипяченных в минимальном ко­личестве воды и смешанных затем с равным количеством любого одеколона или водки.

Чтобы исключить попадание кровососущих в жилые помещения,

на окна и двери нужно ставить защитные сетки.

свернуть

Как с пользой провести лето с детьми дошкольного возраста

Как с пользой провести лето 

     Лето – это самый благоприятный период для общения ребенка с природой. Летом можно носить минимум одежды, лакомиться вкусными ягодами и фруктами. Наконец, это десятки самых разнообразных игр на свежем воздухе. Летние детские игры ограничивает только фантазия и соображения безопасности. Ведь только летом ребенок может вдоволь попрыгать, побегать и поваляться на детской площадке, лужайке или в парке. Лето для детей это возможность рисовать на асфальте, запускать мыльные пузыри, играть в песочнице или гонять мячик. Когда ребенок постарше, он будет рад возможности покататься на самокате, велосипеде или роликовых коньках. Девочки прыгают на скакалочках или крутят обруч. И все же летние игры не только дарят детям радость, но также таят в себе опасности. Когда вы гуляете с ребенком по лесу или парку следует быть особенно внимательными. Острые палки и сучки, осколки стекла, ядовитые растения и грибы представляют для детей немалую опасность. Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем. Вместе с тем возникает немало вопросов, как это лучше сделать. И здесь, как нам кажется, в известной мере вам могут пригодиться наши советы.

Практические советы для родителей дошкольников на летнюю тематику

Лето - время для закаливания. Основные закаливающие способы доступны всем — это воздух, вода и солнце.

Правила закаливания детей:

- закаливающие процедуры необходимо проводить систематически;

- сочетайте их с физическими упражнениями и массажем;

- увеличивайте время проведения процедуры постепенно, начиная от нескольких минут;

- одежда и обувь ребенка должны соответствовать температуре воздуха, быть из натуральных материалов;

- лучше всего проводить закаливающие процедуры в форме игры и развлечения.

Самый простой способ закаливания - воздушные ванны:

- летом прогулки должны составлять минимум 3—4 часа утром и вечером;

- выходя на прогулку, не слишком укутывайте ребенка;

- очень полезны прогулки после грозы, когда воздух насыщен озоном;

- детская комната должна регулярно проветриваться в отсутствие ребенка.

Солнечные ванны — это не лежание на пляже. Простая прогулка в солнечный день сможет насытить организм витамином D.

Правила солнечного закаливания:

- ребенку не рекомендуется проводить на солнце больше двух часов подряд. За 20 минут до того как вы собираетесь выходить на улицу, нанесите солнцезащитный крем;

- самое подходящее время — от 8 до 10 часов утра и после 17 часов вечера, послеполуденного солнца следует избегать;

- во время прогулок обязательно надевайте легкие головные уборы для предотвращения перегрева и солнечного удара.

Наиболее эффективным способом укрепления иммунитета детей дошкольного возраста считается закаливание водой.

Процедуры водного закаливания:

- умывание прохладной водой;

- гигиенические ванны с водой, по температуре приблизительно равной температуре тела человека;

- ванны для ног, обливание ног;

- купание в открытых водоемах. Начинать купаться в природных водоемах ребенку можно в тихую погоду без ветра, при температуре воздуха не ниже +25° и воды +23°. Лучшее время для начала купания — около полудня, когда прогреваются и вода и воздух, а контраст в температурах минимальный. Очень важна последовательная подготовка ребенка. Сначала — обтирание мокрым полотенцем, затем умывание прохладной водой, летний душ, а потом уже купание. Если ребенок перекупался, его знобит, нужно быстро и энергично растереть ему тело мягким махровым полотенцем и дать выпить теплого чая. Нужно серьезно отнестись к выбору водоемов для купания, поскольку многие из них могут оказаться очагами инфекции. Специалисты рекомендуют море, дикие чистые озера или реки. Беспроигрышный вариант — обзавестись дачным бассейном. Начинать посещать городской бассейн тоже лучше всего летом, чтобы к осени малыш имел возможность адаптироваться. Эффективным для укрепления здоровья может быть и массаж стоп.

                           Ходьба босиком по песку, гальке, дорожке или траве.

Неровная поверхность будет воздействовать на множество нервных окончаний, что положительно повлияет на состояние различных органов и систем, прежде всего верхних дыхательных путей, защитит от плоскостопия. Не запрещайте ребенку получать этот естественный массаж, просто предварительно убедитесь в том, что нет осколков или других предметов, о которые можно пораниться. Специальная дорожка, предназначенная для массажа стоп, будет хорошим решением.

Чем заняться с ребёнком в отпуске?

- Собираясь в отпуск, не забудьте взять с собой бадминтон, скакалку, летающие тарелки, дартс, мячи, но не рассчитывайте на то, что ребенок будет сам развлекать себя. С детьми нужно заниматься, играть, подавать новые идеи.

- Очень хорошо, если на даче вы установите качели, батут, поставите песочницу (ее можно сделать самостоятельно из большой тракторной шины или вкопать по кругу обрезанные бревнышки).

 - Привлекайте пап и дедушек, пусть они напилят чурбачки из стволов старых деревьев или из толстых брусков разных размеров. Такие чурбачки дети могут использовать для подвижных игр, выстраивать их в ряд, прыгать по ним, их можно раскрашивать или рисовать на них мелом.

- Научите ребенка играть в подвижные игры на улице — увы, современные дети не знают, что такое салочки, казаки-разбойники. Вспомните игры своего детства, например, «вышибалы», «бояре, а мы к вам пришли» или «море волнуется». Девочкам напомните старые добрые классики и резиночку. Такие подвижные игры полезны не только в плане физического развития, но и социализации ребенка в коллективе.

 - Еще одно занятие, которое может понравиться детям — мини-огород. Дети очень любят возиться с водой. Приобретите для своего ребенка небольшую лейку, и пусть он периодически поливает. А тем, кто постарше, можно доверить полноценный полив цветника или деревьев.

 - Подберите быстрорастущие цветы, чтобы детям не пришлось долго ждать плоды своих трудов.

Лесная прогулка

Лесная прогулка - одно из интересных летних занятий Во время прогулки обучайте распознавать по внешнему виду съедобные и ядовитые грибы, наблюдать за насекомыми. Познакомьте с признаками определения сторон света в лесу, приборами (компасом, биноклем, лупой), народными приметами (небольшой дождь летним утром — днем хорошая погода; усиление ветра после продолжительной тихой погоды — к дождю; радуга — к перемене погоды), загадками, поговорками о лете. Займитесь поисками необычных растений, соберите свой домашний гербарий. Растения для гербария подбирайте с учетом того, чтобы потом можно было сделать красивую картину - панно. Заведите с ребенком дневник наблюдений за природой. Он поможет развить память и наблюдательность, дисциплинирует и позволит научиться грамотно излагать свои мысли.

   Лето дает больше возможностей для совместных занятий, что способствует установлению дружеских доверительных отношений с родителями. Сделайте так, чтобы лето запомнилось и вам и ребенку. Найдите время, чтобы вместе  запустить воздушного змея, половить бабочек сачком,  поудить рыбу,  взять напрокат лодку или катамаран,  изготовить замок или дамбу из песка, сделать ветряные вертушки,  построить шалаш,  устроить перестрелку из водяных пистолетов (или бутылок с дыркой в крышке) и другие игры с водой,  встретить рассвет.

Поиграйте с детьми:

«Назови деревья».

Ребенок называет деревья, растущие во дворе (городе, лесу, парке, деревне). Совместно со взрослым рассматривают ствол, листья, определяют их цвет, форму, размер.

«Какая трава?».

Обратить внимание ребенка на траву, на ее свойства и признаки. Дать ребенку возможность пощупать ее, сравнить между собой.

«Аромат».

Предложить ребенку понюхать различные растения: цветы, траву, листья деревьев, кору. Это развивает чувство обоняния, а если ребенок будет подбирать к каждому аромату прилагательные, то расширится и активный словарь.

«Построй фигуру».

Загорая на пляже или играя в песочнице, предложите ребенку построить замки: высокий, ниже и низкий. Прорисовать окошки определенного количества(формы). Пусть ваш малыш назовет все фигуры, пересчитает окна, двери. Сделает крышу заданной формы и т.д. Это способствует математическому развитию и навыку счета.

«Опыты с песком».

 Интересно для детей провести элементарные опыты с песком. Экспериментируйте, добавляя разное количество воды и главное описывайте весь процесс словами, используйте прилагательные и глаголы в зависимости от консистенции песка (сырой, мокрый, жидкий, сухой, лепится, рассыпается и т.д.) 

«Наоборот».

Ребенок в ответ на предложенное вами слово, должен предложить свое, противоположное по смыслу. Например, утро – ночь, солнце – луна, твёрдый – мягкий и т.д.

«Четвертый лишний».

Взрослый называет 4 предмета, три из которых связаны каким-либо признаком, а четвертый из другой категории, ребенок должен выделить лишний предмет и аргументировать свой ответ. Например, снег, дождь, сапоги, град; дерево, цветок, кустарник, камень и т.п.

«Съедобное – несъедобное».

При броске мяча, ребенок его ловит, если прозвучало только съедобное.

«Жук и бабочка».

 Рассмотрите насекомых и найдите отличия: бабочка белая, желтая, крылышки тонкие; жук меньше бабочки, крылья жесткие; бабочка летает, жук ползает, летает, жужжит и т.д… Аналогичным способом можно сравнить другие объекты природы.

Лето для детей таит в себе богатые возможности, о которых можно только мечтать в иное время года. Летом родители должны не просто гулять с ребенком, а сочетать игры и прогулки с ненавязчивым обучением. Ведь лето – это пора отдыха, увлечений и приключений!
По материалам сайта: https://sch41.mskobr

Изображение

                                        

свернуть

Безопасность летом. Безопасность на улице

Меню раздела