Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе

  Важнейшей задачей педагога является умение организовать жизнь детей в дошкольном учреждении так, чтобы обеспечить разнообразную деятельность детей, создать спокойную, доброжелательную атмосферу в группе. Для успешной организации образовательного процесса необходимо руководствоваться  нормативно правовыми документами дошкольного образования Республики Беларусь.

  Образовательный процесс в разновозрастной группе должен быть организован в соответствии с требованиями следующих нормативных правовых актов в сфере образования и здравоохранения:

-кодекса Республики Беларусь об образовании;

-положения об учреждении дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 150 (далее – Положение);

-образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.08.2019 № 137;

-учебной программы дошкольного образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.08.2019 № 138;

-типового учебного плана дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.08.2019 № 139;

-перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.09.2007 № 50 (далее – постановление № 50);

-специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525;

-санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8 и др.

  При организации образовательного процесса в группах необходимо также руководствоваться инструктивно-методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь.

    В группе оборудуются центры для разнообразных видов деятельности детей разного возраста. Группа должна быть мобильной, трансформироваться в пространстве, с помощью ширм, шкафов, уголков мебели. Значительная часть группы предназначается для совместных игр старших и младших детей. Можно выделить уголок уединения или место для спокойных игр.   Развивающая предметно-пространственная среда в разновозрастной группе  включает: мебель для воспитанников и их родителей (законных представителей), научно-методическую литературу для родителей (законных представителей) воспитанников, дидактические игрушки для совместных игр детей с педагогическими работниками, родителями (законными представителями), сверстниками и др.

     В  разновозрастной группе используется мебель, игры и игрушки, электронные средства обучения и др., произведенные в соответствии с техническими нормативными правовыми актами и разрешенные к применению действующим законодательством.

     Конструкция детской мебели должна соответствовать функциональным ростовым параметрам воспитанников и установленным стандартам.

    Стулья должны устанавливаться в комплекте со столами одного размера.

    Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна быть:

-безопасной для обеспечения надежности и безопасности использования всех ее элементов;

-содержательно-насыщенной в соответствии с возрастными возможностями воспитанников и образовательной программой дошкольного образования;

-трансформируемой при изменении образовательной ситуации и с учетом интересов и познавательных возможностей воспитанников;

-полифункциональной в целях разнообразного использования составляющих предметной среды (предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре);

-вариативной для обеспечения в помещениях групповых ячеек пространства для игровой деятельности, конструирования, моделирования, уединения, иных целей и наличия разнообразных материалов для самостоятельной творческой деятельности воспитанников в соответствии с их выбором;

-доступной для обеспечения доступа воспитанникам ко всем помещениям, где осуществляется образовательный процесс, а также свободного доступа к играм, игрушкам, учебным изданиям, необходимым для различных видов детской активности.

   В разновозрастной группе  при реализации образовательной программы дошкольного образования могут объединяться воспитанники   от трех до семи лет.

   Возможны следующие варианты объединения воспитанников: объединение в группу воспитанников от трех до четырех лет, от четырех до пяти лет,  от пяти до шести лет, от шести до семи лет;

-объединение в группу воспитанников относительно контрастного возраста – 2 и 4 года, 3 и 5 лет, 4 и 6 лет;

-объединение в группу воспитанников резко контрастного возраста - 3 года и 6 лет, 4 и 7 лет.

 Наполняемость разновозрастной группы – 12 воспитанников. Учредитель учреждения образования вправе устанавливать иную наполняемость группы при наличии объективных обстоятельств, соблюдении санитарно-эпидемиологических требований в части условий размещения и режима образовательного процесса, в том числе норм площади на одного воспитанника во всех помещениях с их пребыванием.

   Работа по организации образовательного процесса в разновозрастной группе  строится согласно распорядку дня и с учетом возраста воспитанников. На протяжении дня организуются различные виды детской деятельности (познавательная практическая (наблюдения, опыты и исследования, экскурсии, целевые прогулки и др.), игровая (дидактические, сюжетно-ролевые игры и др.), трудовая (труд в природе, хозяйственно-бытовой труд), осуществляется физкультурно-оздоровительная деятельность (подвижные игры и физические упражнения, самостоятельная двигательная деятельность и др.), прогулки в первую и во вторую половину дня, проводится индивидуальная работа с детьми по образовательным областям учебной программы дошкольного образования и др.

   Реализация содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования осуществляется как в специально организованной (игра, занятие), так и в нерегламентированной деятельности. Приоритетным видом деятельности является игровая (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, режиссерские, театрализованные, творческие игры, игры-драматизации, игры с правилами (подвижные и дидактические) и др.).

  Образовательный процесс в разновозрастной группе осуществляется на основе учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования (учебные планы (учебный план учреждения образования, индивидуальный учебный план) и учебная программа дошкольного образования) с учетом оптимального чередования видов детской деятельности воспитанников: специально организованной и нерегламентированной.

 С целью обеспечения индивидуализации образовательного процесса с учетом запросов родителей (законных представителей) воспитанников учреждением образования на основе типового учебного плана дошкольного образования разрабатывается индивидуальный учебный план, устанавливающий особенности получения дошкольного образования воспитанниками с учетом их возможностей, способностей и потребностей.

  Приоритетной формой специально организованной деятельности воспитанников разновозрастной группы является интегрированное занятие, которое предполагает интеграцию содержания каждой образовательной области с содержанием как всей учебной программы дошкольного образования, так и отдельных образовательных областей (например, «Ребенок и общество» / «Изобразительное искусство» (рисование), «Элементарные математические представления» / «Изобразительное искусство» (конструирование), «Ребенок и природа» / «Художественная литература» и др.), что позволяет формировать у воспитанников целостную картину мира.

  Время специально организованной деятельности распределяется таким образом, чтобы вначале проводились виды деятельности, связанные с умственной нагрузкой детей, а затем творческие виды деятельности в чередовании с музыкальной и физической активностью.

   Нерегламентированная деятельность воспитанников должна включать самостоятельную деятельность воспитанников в условиях созданной предметно-развивающей среды, а также организованную педагогическим работником деятельность воспитанников, направленную на решение образовательных задач (игра и другие виды деятельности в распорядке дня), обеспечивать выбор каждым ребенком деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками, взрослыми или действовать индивидуально.

   Специально организованная и нерегламентированная деятельность воспитанников являются взаимодополняющими.

  При организации образовательного процесса в разновозрастных группах распорядок дня является единым для всех воспитанников. Вместе с тем с учетом возрастных возможностей, способностей и потребностей воспитанников в режимные процессы вносятся некоторые изменения.

  Так, с младшими воспитанниками режимные процессы начинаются на 10-15 минут раньше. Вместе с тем после дневного сна (при условии его организации) первыми встают на 10-15 минут раньше воспитанники старшего возраста. Такой подход необходим для того, чтобы воспитанники разного возраста, объединенные в одну группу, последовательно и постепенно переходили от одного вида деятельности к другому.

  При определении общего распорядка дня для воспитанников двух смежных возрастов за основу берется распорядок дня воспитанников старшего возраста; трех, четырех возрастов – распорядок дня для воспитанников среднего возраста.

  Специально организованную деятельность в разновозрастной группе можно осуществлять с применением следующих подходов к организации игры, занятия:

-поэтапное начало игры, занятия предполагает последовательное включение воспитанников в деятельность (начинается занятие с одной возрастной подгруппой (старшей), затем подключаются воспитанники более младшей возрастной категории);

-одновременное начало игры, занятия во всех возрастных подгруппах, поэтапное их завершение с каждой возрастной группой, завершение деятельности в целом с учетом возрастных возможностей воспитанников;

-проведение занятия с каждой возрастной подгруппой воспитанников.

  Организация образовательного процесса в разновозрастной группе осуществляется в разных формах взаимодействия педагогических работников, воспитанников и их родителей:

-прямое взаимодействие, при котором педагогический работник, семья воспитанника занимает активную позицию, решая обучающие, воспитательные и развивающие задачи;

-опосредованное взаимодействие, в котором через специально созданную развивающую предметно-пространственную среду стимулируются процессы саморазвития ребенка, его самостоятельные творческие проявления. 

  В образовательном процессе в  разновозрастной группе применяются учебные издания, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованные организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.

  Перечень учебных изданий по дошкольному образованию ежегодно обновляется и размещается на национальном образовательном портале https://adu.by, интернет-ресурсе https://uchebniki.by, интернет­портале Министерства образования Республики Беларусь (http://edu.gov.by), публикуется в сборнике нормативных документов Министерства образования.

 

Литература:

  1. Основы методик дошкольного образования. Краткий курс лекций: учеб. Пособие / О.Н. Анцыпирович, Е.В. Горбатова, Д.Н. Дубинина и др. – Минск: Новое знание, 2018.
  2. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2022/2023 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью».
  3. Учебная программа дошкольного образования .- Минск: Нац. ин-т образования, 2022.