Создание и содержание предметно – игровой среды. Развивающий и воспитательный потенциал предметно – игровой среды

  Развивающая предметно – игровая среда в учреждении дошкольного образования – важный компонент в развитии ребёнка.

   Развивающая предметно – игровая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержания его духовного и физического развития. Обогащённая среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности соответствующего наполнения, отвечающего интересам и склонностям детей. Он выступает занимательной, эмоционально – окрашенной совместной деятельностью педагога и детей дошкольного возраста.

  Для успешного всестороннего развития ребёнка, личностно-ориентированной модели воспитания, прежде всего необходимо организовать предметно – игровую среду.

  Создание предметно – развивающей игровой среды                      в групповых помещениях осуществляется в соответствии             с современными требованиями к организации образовательного процесса.

  Развивающая предметно-пространственная среда                          в разновозрастной группе организуется с учётом требований:

- образовательного стандарта дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 228);

- учебной программы дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 229);

-перечней оборудования для учреждений образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50);

-перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем       и оборудованием (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. № 105).

-санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 25 января 2013 г. № 8)

- специфических санитарно-эпидемиологических требований (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525);

- создания здоровых и безопасных условий в учреждении дошкольного образования, профилактика детского травматизма (абз.7 ст. 83 Кодекса об образовании Республики Беларусь): создание здоровьесберегающего пространства; организация антитеррористической защищённости;

-Правила организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь 03.08.2022 № 227)

 

  В соответствии с учебной  программой дошкольного образования развивающая предметно-игровая среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка       с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

  Предметно – игровая среда в разновозрастной группе должна строится на основе учёта игровых потребностей детей разного возраста, опираясь на принципы создания развивающей среды.

Она должна быть:

содержательно-насыщенной– включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей       во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

трансформируемой – обеспечивать возможность изменений среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

полифункциональной  и вариативной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников     (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

безопасной – все элементы предметно – развивающей среды должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

- Принцип безопасности. Предметы, входящие в состав предметно – игровой среды, должны соответствовать:

-санитарным нормам и правилам «Требования для учреждений дошкольного образования» (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 25 января 2013 г. № 8)

-возрастным и психофизическим особенностям воспитанников.

  В целях обеспечения здоровьесберегающей и безопасной предметно – игровой среды в образовательном процессе не должны использоваться игры (игрушки), которые:

-носят явный асоциальный характер (зомби, монстры);

-унижают человеческое достоинство или оскорбляют религиозные чувства;

-провоцируют ребенка на агрессивные и безнравственные действия, насилие, проявление жестокости, потенциально опасные поступки, вызывают интерес к вопросам, выходящим за рамки его возрастной компетенции, формируют пренебрежительное и негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам детей и взрослых;

-содержат грубый натурализм, в том числе сексуального контекста, выходящий за рамки возрастной компетенции ребенка;

-вызывают нездоровый интерес к азартным играм взрослых, способствующий развитию игромании;

-могут привести к появлению у детей сильного страха, паники и (или) сопутствующих им негативных психических состояний (подавленности, тревожности, депрессии);

-формируют искаженные социальные ориентации               и установки.

- Принцип дистанцирования расположения. Расположение игрового пространства должно быть ориентировано                   на установление визуального контакта педагога с детьми.

- Принцип совместной деятельности. Организация предметно - игровой среды производится путём взаимодействия детей                   и педагогов.

 - Принцип динамичности. Предметно - игровая среда должна иметь возможность быть дополненной новыми предметами в любой момент, либо, из неё должны быть удалены некоторые предметы. В нашей группе старшим ребятам предоставляется возможность вносить определенные изменения в среду: перемещать мебель; разворачивая сюжетно- ролевые игры, отбирать атрибуты, которые им необходимы; принимать участие в изготовлении тематических композиций «Лес», «Подворье»; приносить художественную познавательную литературу, иллюстративный материал в зависимости от темы недели. Чтобы сделать среду динамичной также используют различные ширмы.

- Принцип гибкости зонирования. Групповое пространство должно подразделяться на центры, чтобы дать детям возможность заниматься различными видами деятельности одновременно. Оно должно быть трансформируемым, меняться, дополняться и объединятся в зависимости от образовательных задач, с учётом особенностей детей разного возраста.              Для мобильности пространства предметно – игровой среды предполагается разделение центров при помощи различных элементов: некрупные передвижные ширмы, стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для уголков и центров. Оперативное изменение пространства является одним                из необходимым критериев для полноценного функционирования предметно – игровой среды.

- Принцип гендерного подхода. При формировании развивающего пространства требуется учитывать гендерные        и возрастные различия детей. Так в группе центрами сюжетно – ролевой игры «Дом. Семья», «Салон красоты» пользуются больше девочки. А мальчики любят играть в сюжетные игры «Автосервис», «Школа юного водителя»

- Принцип эстетичности. Среда должна быть приятной                   для визуального рассмотрения.

- Принцип открытости / закрытости. (открытость своего «Я» - наличие зеркал, «Семейное древо», эмоциональные экраны, компоненты детской субкультуры)

  Принцип открытости – закрытости представлен в нескольких аспектах:

а) Открытость природе. Единство человека и природы. Ежедневная трудовая деятельность, наблюдения, экспериментирование в экологических зонах, оформленных       в соответствии с возрастом детей, постепенно приводят               к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, восхищаться, любоваться, но что она нуждается     в помощи, в заботливых руках и охране.

б) Открытость своего «Я». Педагоги с уважением относятся       к интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, особенно к результатам продуктивной деятельности: ежедневно на «стенде творчества» появляются рисунки, поделки, результаты детского словесного творчества (стихи, рассказы, сказки, записанные педагогом). Коллективные детские работы широко используются при оформлении групп.

в) Открытость обществу. Особым правом участия в жизни детского сада пользуются родители. Создание предметно-развивающей среды невозможно без участия родителей. Объем и содержание практической и материальной помощи прежде всего обсуждается на групповых родительских собраниях           с рассматриванием эскизов, рекламных проспектов. Реализация проекта предметно-развивающей среды планируется                при активном участии родителей.

  Предметно - игровая среда должна быть персонализированной для каждого возраста. Она должна развиваться, изменяться вместе с детьми и совершенствоваться по мере их развития.

- Принцип эмоционального комфорта. Среда должна обеспечивать активизацию личностного развития каждого ребёнка, активизации его инициативы, творческой деятельности, развитию фантазии и воображения, навыков самостоятельной деятельности.

  Среда нашего группового помещения отвечает принципам свободного выбора ребёнком (темы, сюжета игры, игрового материала, места и времени игры), универсальности (изменения игровой среды в соответствии с видом игры,            её содержанием и перспективами развития), системности (сомасштабность отдельных элементов среды между собой         и другими предметами). 

   При создании   предметно-пространственной среды                      в разновозрастной группе учитывали:

-наполнение развивающей среды относятся: игры, предметы                и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование, согласно перечню оборудования           для учреждений образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50); перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем                и оборудованием (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. № 105);

-предметное содержание, его пространственную организацию     и изменение во времени.

  Следует отметить большое число выпускаемого промышленностью разнообразного и качественного оборудования (сенсорных столов, столов-лабораторий             для экспериментирования, эстетически привлекательной             и динамичной детской мебели). Но важно не столько                 их количество, сколько верный выбор и использование                в педагогическом процессе.

 

Алгоритм преобразования предметно – развивающей среды в группе дошкольного учреждения

  1. ШАГ. Сформулировать цель и задачи работы на основе анализа учебной программы дошкольного образования;
  2. ШАГ. Провести оценку предметно – развивающей среды группового помещения, определив дефицитные области;
  3. ШАГ. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы;
  4. ШАГ. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей;
  5. ШАГ. Составить схему, определив пространственное размещение оборудования в группе. Предусмотреть способы выделения игровых центров;
  6. ШАГ. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану- схеме, наполнить игровыми материалами;
  7. ШАГ. Продумать последовательность внесений изменений предметно – пространственной среды в течение года, с учетом учебной программы дошкольного образования, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.

 

   Содержание предметно - игровой среды в разновозрастной группе обусловлено:

  1. Особенностями возраста:

- накопление опыта совместной деятельности со сверстниками     и с детьми разного возраста;

- развитие познавательной активности и деятельности;

- попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности.

  1. Игрушками и игровыми материалами:

- для обеспечения оптимальной двигательной активности (физкультурный уголок);

- для сюжетно - ролевых и режиссёрских игр;

- для строительных игр;

- для сенсорного развития;

- для экспериментирования;

- для социально - личностного развития;

- дидактические, развивающие игры и игрушки.

   Предметно-пространственная развивающая среда                         в разновозрастной группе имеет отличительные признаки,             а именно:

-для детей трёхлетнего возраста жизни – это, достаточно большое пространство для удовлетворения потребности              в активном движении;

-для детей четвертого года жизни – это, насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными атрибутами;

-для детей пятого года жизни, необходимо учесть                        их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться;

-для детей шестого и седьмого года жизни важно предложить детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т.д.  

И все эти признаки объединяются в комплексе, в одном организованном групповом пространстве.

  Все игрушки и игровые материалы в групповом помещении размещаются в специально – организованных центрах.              На нижних полках и открытых стеллажах располагаются игрушки для детей 3-4 летнего возраста. На средней и верхней полках располагаются игрушки для детей среднего и старшего возраста.  В группе, где воспитываются дети разного возраста, игровой материал должен быть рассчитан на дошкольников всех возрастов (от 3 до 7 лет).

В нашей разновозрастной группе имеются следующие центры:

Центр гражданско – патриотического воспитания.

  Этот центр организован для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста. Но и дети 3 – 4 лет с удовольствием им интересуются. В центре помещена государственная символика Республики Беларусь. В нём находятся игры и игровые пособия, отражающие быт и традиции белорусского народа, природу белорусского края, предметы декоративно – прикладного искусства. В центре гражданско – патриотического воспитания имеются информационные и игровые материалы о людях, прославивших Беларусь, знаменитых земляках ( Иван Литвинов – наш воспитанник, Валерий Опарик); о предприятиях нашей Родины, родного города; о достопримечательностях малой родины и областных городов Республики Беларусь и т.д.

Центр безопасности. Он включает в себя игровые пособия и игрушки по правилам дорожного движения, пожарной безопасности и здорового образа жизни. Воспитанники младшего возраста с удовольствием играют с пожарными, полицейскими машинками, знакомятся с цветами светофора,        с тем «Кто такая Зебра и почему её не видно на дороге?», учатся соблюдать правила безопасного поведения на дороге,                           на участке: «Что делать, если незнакомец зовёт уйти с участка        к маме?» играют в дидактические игры «Сигналы светофора», «Опасные предметы» и т.д.

Познавательный центр. Он включает в себя уголок природы и экспериментирования. В данном уголке содержатся: растения, календарь природы, оборудование для опытов и экспериментов, фартуки, халатики и шапочки, палочки для рыхления, различные баночки, лейки, пульверизатор, грабли, лопаточки, природный материал и многое другое.  Воспитанники трехлетнего возраста через игру учатся обследовать объекты                 и явления природы, поливать комнатные растения, различать части суток «день – ночь», времена года. В холодный период года со старшими детьми выращиваем мини – огород на окне.            К посадке подключаются и малыши – сажают семена.

Центр изобразительного творчества. В данном центре находится материал и оборудование для художественного творчества – рисования, лепки, аппликации (различные виды бумаги, мелки, краски, пластилин, штампы и т.п.), предметы декоративно – прикладного искусства, скульптуры малых форм, книжной и прикладной графики. Для детей старшего возраста в центре находятся предметы и иллюстрации живописи, архитектуры, дизайна; изделия из соломки, льна, дерева.

  Для детей старшего возраста в группе организован уголок школьника.  В нём находятся занимательные игры  по подготовке детей к школе, игровой материал по письму, игры с цифрами, буквами; игры с правилами - ходилки, шашки.

   Рядом располагается книжный уголок, в котором находятся фольклорные и литературные произведения для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста Старшие ребята через энциклопедии, журналы и другую печатную продукцию познают окружающий мир, прочитывают свои первые книжки из серии «Читаем по слогам». Для малышей в книжном уголке подобраны яркие иллюстрации и книги в соответствии с их возрастом.

  Недалеко от книжного уголка расположили музыкально -театральный уголок. В котором находятся различные музыкальные инструменты, атрибуты к театральным постановкам, ширмы, элементы костюмов, сказочные игрушки и фигурки на подставках, театр «Рукавичка», «Би-ба-бо», театр шапочек и масок, настольные и пальчиковые театры и т.д. Этот уголок рассчитан на детей всех возрастов.

Центр сюжетно - ролевых игр. Оноснащён предметами, отображающими бытовую, строительную, военную технику,                    их связи. Это сюжетно – ролевые игры «Магазин». «Скорая помощь», «Поликлиника», «Дом. Семья», «Салон красоты»,              где дети учатся взаимодействовать друг с другом, проявляют творческую активность внутри игровых ситуаций.

  В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал для старших дошкольников также помещается в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. 

Центр развивающих игр. Он включает в себя дидактические           и настольно – печатные игры по всем областям учебной программы «Ребёнок и общество», «Ребёнок и природа», «Элементарные математические представления». Воспитанники старшего возраста знают, где и какие находятся игры в центре, и самостоятельно ими пользуются.

Центр конструирования. Это один из любимых детьми                        (и девочками, и мальчиками) центров. Самый любимый конструктор детей старшего возраста – LEGO, хотя малыши тоже играют с ним. А воспитанники младшего возраста больше любят играть со строительными наборами, особенно что-нибудь «чинить».

Центр физической активности. Это самый любимый центр. Ребята вместе с удовольствием играют в подвижные игры, настольно-спортивную игру «хоккей», бегают между предметами - стойками, скачут на фитболах, крутят обруч, прыгают на скакалках, ходят по дорожкам здоровья, бросают мячики в цель, сбивают кегли и даже качают бицепсы.

  Для организации центров игровой деятельности в группе используем низкую мебель, доступную для детей в возрасте  от 3 до 6 лет, в соответствии с санитарными нормами   и правилами. Мебель в нашей группе размещена так, чтобы обеспечить не только гибкое зонирование игровых центров,     но и безопасное передвижение детей по группе. Спокойные        и шумные центры располагаются в дали друг от друга. Игровые центры в группе располагаются таким образом, чтобы дети ощущали «чувство входа» в них. Например: ковёр – означает границы центров физической активности, конструирования        и сюжетно – ролевой игры «Автосалон». Центр сюжетно – ролевой игры «Семья» - создан в виде комнаты, которая имеет вход. А уголок школьника, познавательный, художественный, театральный и развивающий центр расположили возле столов, где можно тихо порисовать, рассмотреть книги, произведения изобразительного искусства, почитать, поэкспериментировать, поиграть в театр и настольно – печатные игры. 

  Предметно - игровое пространство в нашей разновозрастной группе выступает коллективным местом, предназначен для всей группы ребят. Но при этом учитываем возможности каждого ребёнка, даём ему развиваться, удовлетворять свои потребности через игровую деятельность.

  Игровая деятельность является приоритетной формой                                  в дошкольном возрасте. Деятельность ребёнка зависит                              от того, как устроена предметно – игровая среда, из каких игрушек, игрового материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий и воспитывающий потенциал,                                        как они расположены, доступны для самостоятельной деятельности.

Воспитательный потенциал предметно - игровой среды обусловлен следующими параметрами:

- формирование отношения к моральным и культурным ценностям;

-освоение социального взаимодействия и форм построения социальных контактов;

- формирование социально значимых свойств личности;

- способ перевода внешних отношений во внутреннюю сферу личности;

- сфера общественной и культурной деятельности;

- развитие творческого потенциала.

   Развивающий потенциал – это возможности, в которых растёт           и развивается ребёнок. Чем выше это потенциал, тем выше развивающие возможности детей. Давайте поближе его рассмотрим.

Развивающий потенциал игровых средств и пособий можно рассмотреть через несколько степеней.

  1. Степень комплексности. Чем больше количество заданий с использованием игрушки, тем выше развивающий потенциал. Это означает, что чем чаще ребёнок взаимодействует с той или иной игрушкой и выполняет с ней различные действия, тем, что лучше он знает, где и как его применить (сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно).
  2. Степень многоуровневой сложности. Чем больше ступеней сложности, которые могут быть сформированы на основе образовательных заданий и чем выше сложность этих ступеней, чем равномернее их "высота", тем выше развивающий потенциал игровых пособий. Степень этого потенциала можно оценить следующим образом: на основе какого-либо пособия, игрушки, можно сформулировать несколько заданий, причём задания должны быть разного уровня сложности (от простого к сложному). При такой неравномерности заданий ребёнок может легко справиться с одними заданиями, а другие будут для него слишком трудны, и он сможет справиться с ними только с помощью взрослого.
  3. Степень "открытости" - существует такие игрушки в развивающей среде, которые стимулируют творческую активность и ребёнка и взрослого. Они побуждают придумывать новые задания. Чем больше новых заданий может быть придумано на основе использования игрушек, тем выше их развивающий потенциал.
  4. Степень универсальности - возможность применять игровые средства в предметной среде для нескольких программных направлений. Чем для большего числа направлений они могут быть использованы, тем выше его развивающий потенциал.

Например, игрушка вертушка "Цветик - Семицветик" может использоваться:           

- в физическом развитии (быть ориентиром для двигательной активности);

- в познавательном развитии (при исследовании "откуда приходит ветер?", использовать как цветовую схему признаков объектов природы, дней недели);

- в речевом развитии (описание предмета, чтение художественного произведения);

- в художественно - эстетическом развитии (цветовая гамма, изображение предмета с помощью художественной деятельности - рисование, лепка, аппликация) и т.д.

  1. "Автодидактичность" - свойство игрового средства, которое "указывает" ребёнку на его ошибки, сделанные при выполнении того или иного задания. Чем больше заданий с такими "указаниями", тем выше развивающий потенциал игровых средств и пособий в развивающей предметно - игровой среде. Они "подсказывают " как игровые действия с ними можно производить, что отвечает воспитанию самостоятельности в игре. Ребёнок сам догадывается о способе действия с игрушкой и учиться через собственные действия  и ошибки находить поиск правильного решения задачи.

   Определяя перечисленные степени, можно сделать выводы                 о величине развивающего потенциала различных игровых средств и пособий, сравнивать их между собой, выбирать из них те, которые имеют наибольшие развивающие возможности. (Главное не количество игрушек, а его качество, возможность использовать в различных условиях образовательного процесса)

    Таким образом, если подходить к наполнению предметно - игровой среды с точки зрения оценивания их развивающих возможностей       и потенциала, то значительно повышается эффективность игровой поддержки образовательного процесса в учреждении дошкольного образования. Это обусловлено тем, что одна развивающая игрушка с высокой степенью развивающего потенциала, может использоваться                                   для организации развивающих игр с широким диапазоном сложности.  В такой среде происходит формирование условий, которые требуются для гармоничного и полноценного развития ребёнка, формирование творческих направлений деятельности  и реализация условий обеспечения зоны ближайшего развития.

 

Литература:

1.Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточновтью»

  1. Жихар, О.П. Особенности планирования и организации работы с детьми в разновозрастных группах дошкольных учреждений: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / О.П.Жихар, З.В.Кощеева. – Мозырь: Белый Ветер, 2010. – 107, (1) с.: ил.
  2. Щедрина, Т.В. Создание оптимальной предметно – развивающей среды в учреждении дошкольного образования: материалы семинара – практикума / Т.В. Щедрина ; ГУО «Мин. обл. ин-т развития образования», - Минск : Мин. обл. ИРО, 2014. – 45 с.