Игры для развития внимания
"Три движения"
Это упражнение направлено на развитие концентрации внимания. Лучше всего, если в нем принимает участие 5 и более человек.
Родитель-ведущий обращается к детям: “Пожалуйста, запомните три движения. Первое - руки согнуть в локтях, кисти на уровне плеч; второе - руки вытянуть перед собой на уровне груди, третье - поднять руки вверх”. Нужно показать все движения детям, попросить их повторить и убедиться, что они запомнили не только сами движения, но и их порядковые номера - первое, второе, третье.
Затем начинается игра. Ведущий показывает одно движение, называя при этом номер другого. А дети должны показывать только те, которые соответствуют названному номеру. Дети обязательно сбиваются, глядя на ведущего, который намеренно путает движения.
"Хамелеон"
В этом упражнении может участвовать как группа детей, так и один ребенок. Взрослый рассказывает о том, что хамелеон - это ящерица, умеющая менять свою окраску в зависимости от того места, на котором она находится. Таким образом она маскируется, прячется, чтобы ее не нашли враги. Например, если хамелеон сидит на серой скале, он становится серым, если на зеленом листке, то зеленым и т.д.
Затем ведущий начинает задавать вопросы: какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть на красно-кирпичной крыше, на желтой соломе, на черном камне, на шахматной доске, на спине жирафа?
Дети должны отвечать быстро, после чего обсуждаются верные и неверные ответы. Можно изменять условия: побеждает тот, кто быстрее ответит, или тот, кто допустит меньше ошибок.
"И я там был..."
Ведущий-взрослый объясняет: “Я буду рассказывать вам истории из моей жизни - о том, где я был, что видел. После каждого предложения я буду делать паузу (некоторое время молчать). Если сказанное подходит по смыслу, то вы можете в это время вставить слово “И я”. Если же они не подходят, лучше промолчать. Итак, начали”.
Ведущий рассказывает: “Шел я как-то по лесу ...” Дети: “И я”. “Вдруг вижу - лисица с лисятами возвращается в норку”. Дети молчат. “Я бросил ком снега, лисята как заверещат с испугу!” Дети: “И я” - все смеются и т.д.
Сюжет истории должен включать смешные и неожиданные повороты событий, чтобы дети были внимательны.
"Что изменилось?"
Лучше всего, если в данном упражнении будут участвовать 7-9 человек. Дети становятся в одну шеренгу по росту. Ведущий вызывает двух детей, ставит их лицом к шеренге и предлагает запомнить внешний вид каждого участника. На это дается 1-2 минуты. Затем эти два участника удаляются в другую комнату. Тем временем другие дети вносят мелкие изменения во внешний вид (изменяют прическу, прикалывают значки, расстегивают пуговицы и т.д.). После этого поочередно вызываются соревнующиеся и их просят указать, что изменилось во внешнем виде товарищей. Победителем считается тот, кто обнаружит больше изменений. Если нет возможности собрать большую компанию, можно использовать следующий вариант этого упражнения. Разложите на столе перед ребенком примерно 10 предметов, попросите его отвернуться и в это время поменяйте расположения предметов. Затем попросите ребенка ответить, что же изменилось?
Используемая литература:
1. Развитие внимания ребенка / Серия «Библиотечка родителей: Ребенок готовится к школе», вып. 5 / Составители Худенко Л.А., Дыгун М.А. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1996. – 12 с.
Игры для развития памяти
"Пуговицы"
Данное задание направлено на развитие памяти и внимания. В нем должно быть двое участников. Пред участниками лежат два одинаковых набора пуговиц, внутри которых ни одна пуговица не повторяется. Для начала бывает достаточно взять всего 3 пуговицы, но при этом перед участвующими лежит весь набор, из которого они выбираются.
У каждого участника есть игровое поле, разделенное на клетки. Чем сложнее задание, тем больше клеток должно содержать поле; для начала достаточно 4 или 6. Пуговицы кладутся на клетки поля. Водящий располагает их по собственному желанию, дает партнеру некоторое время на то, чтобы запомнить их расположение (20-30 сек.) и накрывает поле листом бумаги. Второй участник должен выбрать из своего набора такие же пуговицы и воспроизвести на своем поле их взаиморасположение. Затем первый игрок открывает свое поле, и оба проверяют правильность решения.
Обычно на первом этапе дети не могут играть правильно, следует обучить их помогать себе, описывая вслух взаиморасположение пуговиц. При этом рекомендуется особенно следить за тем, чтобы ребенок правильно ориентировался и не путался в направлениях “вверх”, “вниз”, “влево”, “вправо”.
Данное упражнение позволяет достаточно эффективно развивать память ребенка. Одним из его достоинств является то, что задания можно усложнять. В дальнейшем можно перейти к схожим, но более сложным упражнениям. Одно из них представлено ниже.
«Бабушка укладывает в свой чемодан»
Данное упражнение направлено на развитие механической памяти. Лучше всего, когда в упражнении участвуют 3-5 человек. Взрослый начинает рассказ: “Бабушка укладывает в свой чемодан расческу”. Следующий участник должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет: “Бабушка укладывает в свой чемодан расческу и тапочки” и т.д. Упражнение продолжается до тех пор, пока ряд не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести. У детей это может быть 18-20 предметов.
"Дверная скважина"
Упражнение позволяет развивать зрительную память и пространственное мышление. Желательное число участников - 4-5 человек.
Перед тем как выполнять упражнение, необходимо подготовить небольшую яркую и подробную картинку и лист бумаги, примерно вчетверо превосходящий по площади размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие в форме дверной скважины.
Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед участниками. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно.
"Кто быстрее соберет?"
Это задание направлено на развитие зрительно-моторной памяти.
Взрослый раскладывает на столе пять различных предметов, например, ключ, расческу, ручку, кубик, ножницы. Кому-либо из участников завязывают глаза, и он должен с максимальной скоростью, но не больше чем за минуту, собрать эти вещи в том порядке, который указывает взрослый. Взрослый может поменять положения предметов, и их по очереди должны собрать другие участники. Тот, кто делает это быстрее других, считается победителем.
Используемая литература:
1. Развитие памяти ребенка / Серия «Библиотечка родителей: Ребенок готовится к школе», вып. 4 / Составители Худенко Л.А., Дыгун М.А. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1996. – 12 с.
Игры для развития мышления
"Кто летает?"
Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой ребят. Она учит детей выделять главные, существенные признаки предметов.
Игра проводится так: родитель является ведущим. Он говорит следующее: "Внимание. Сейчас мы выясним, кто может летать, а кто не может. Я буду спрашивать, а вы сразу, без пауз, отвечайте. Если назову кого-либо или что-либо, способное летать, например, стрекозу, отвечайте: "Летает ", - и показывайте, как она это делает, разведя руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: "Поросенок летает?" молчите и не поднимайте руки.
Итак, отвечайте. Орел летает? Воробей летает? Корова летает? Змея летает? Самолет летает? Собака летает? Змей летает? Вертолет летает?”
"Съедобное - несъедобное"
Эта игра проводится с использованием мяча. Она продолжает знакомить ребенка с существенными признаками, свойствами предметов, а также способствует формированию внимания ребенка.
Можно играть с одним ребенком или с группой ребят. Более старшие дети могут играть с младшими.
Ведущий объясняет детям: “Я буду называть предметы (например, яблоко, апельсин, сыр, хлеб, мяч, окно, кукла, мел, лук, книга и т. д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать брошенный мяч и передвинуться по "классам" вперед на одну клетку". Если названный предмет не съедобен, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем также передвинуться вперед на одну клетку ". Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобен, или пойман, хотя предмет не съедобен), то ребенок должен остаться в прежнем классе. Классов можно нарисовать мелом до 10, если вы играете с одним-двумя детьми, или 5-6, если играете с 4 - 5 детьми. Тот ребенок, который первым приходит в последний класс, становится ведущим.
Для знакомства с признаками предметов можно использовать различные загадки.
Загадки
Предложите отгадать ребенку предметы, о которых говорится в загадках. При этом обратите его внимание на то, что все отгадки связаны со школой. Если ребенок испытывает трудности, пусть внимательно посмотрит на картинку и попытается ответить.
1. Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш.
2. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
3. Белый камушек растаял,
На доске следы оставил.
4. До чего же скучно братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог.
5. Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота.
Там глядишь - красота!
6. То я в клетку,
То в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать...
Что такое я?...
7. В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет черный след.
"Назови предметы одним словом"
Учить ребенка нужно не только по картинкам. Необходимо знакомить его с такими понятиями, как страна, сторона света и др.
Задания даются следующим образом: перечисляем несколько предметов, просим сказать, что их объединяет, как их можно назвать одним словом.
а) суп, каша, гуляш, кисель (еда);
б) роза, тюльпан, ромашка, колокольчик (цветы);
в) стол, шкаф, кровать, диван (мебель);
г) лошадь, корова, овца, свинья (домашние животные);
д) волк, лиса, медведь, заяц (дикие животные);
е) капуста, картофель, лук, свекла (овощи);
ж) пальто, шарф, куртка, костюм (одежда);
з) туфли, сапоги, кроссовки, босоножки (обувь);
и) шапка, кепка, тюбетейка, берет (головные уборы);
к) липа, береза, ель, сосна (деревья);
л) зеленый, синий, красный, желтый (цвета);
м) шар, куб, ромб, квадрат (геометрические фигуры);
н) врач, учитель, милиционер, продавец (профессии);
о) телевизор, утюг, пылесос, холодильник (электротехника);
п) автомобиль, трактор, трамвай, автобус (транспорт).
Используемая литература:
1. Развитие мышления ребенка / Серия «Библиотечка родителей: Ребенок готовится к школе», вып. 2 / Составители Худенко Л.А., Дыгун М.А. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1996. – 12 с.