Яндекс.Метрика

Преемственность с первой ступенью среднего образования

Рекомендации для родителей "О чём стоит знать родителям будущего первоклассника?"

Рекомендации  для родителей

"О чём стоит знать родителям будущего первоклассника?"

-Иногда родители начинают загружать малыша ещё до школы, превращая его в ученика раньше времени. А некоторых детей недостаток  времени для игр приводит просто в отчаяние. Стоит ли удивляться, что к учению такой ребёнок не испытывает особо тёплых чувств.

-В безудержном стремлении дать ребенку полноценное и разностороннее образование  нетрудно потерять чувство меры. Родителями часто не учитываются его реальные возможности. Многочисленные дополнительные занятия иногда не развивают ребенка, а истощают его. Не хватает свободного времени для саморазвития, собственных интересов, общения со сверстниками.

-Вольно или невольно родители формируют у будущего первоклассника определенное отношение к школе. Одни заранее пугают: «Вот пойдёшь в школу, там тебя заставят трудиться!». Другие, наоборот, уверены в способностях своего чада и готовят его только к успехам, а не к трудностям.

-Отрицательное отношение к учению может возникнуть, если  родители требуют от ребёнка совершенства во всём. И каждую низкую отметку воспринимают  как трагедию. Не следует ждать только наивысших результатов, требовать, чтобы ребёнок был отличником.

-Необходимо научить ребенка относиться к ошибкам и неудачам как к чему-то неизбежному, но полезному. Поддерживать уверенность в себе, чувство, что он  преодолеет любые трудности и в то же время всегда может полагаться на вашу помощь, учить рассчитывать свои силы.

-У ребёнка могут не сложиться  отношения с учителем или одноклассниками. Необходимо научить его видеть причины своих неудач не только во внешних обстоятельствах (не та школа, злой учитель, плохие одноклассники), но и в себе самом, понимать эти причины и исправлять их.

-Особое внимание следует обращать на распорядок дня детей – это условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы. Он организует деятельность, приучает к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени. Если распорядок не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться его выполнения.

-Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили время в праздности, которая порождает лень.

 

Литература:

Свирченко, Е. Впереди  школа / Е.Свирченко // Пралеска.- 2014.- №9.- с.57.

 

свернуть

Развиваемся в игре

Игры для развития внимания

"Три движения"

Это упражнение направлено на развитие концентрации вни­мания. Лучше всего, если в нем принимает участие 5 и более человек.

Родитель-ведущий обращается к детям: “Пожалуйста, за­помните три движения. Первое - руки согнуть в локтях, кисти на уровне плеч; второе - руки вытянуть перед собой на уровне груди, третье - поднять руки вверх”. Нужно показать все дви­жения детям, попросить их повторить и убедиться, что они запомнили не только сами движения, но и их порядковые но­мера - первое, второе, третье.

Затем начинается игра. Ведущий показывает одно движе­ние, называя при этом номер другого. А дети должны показы­вать только те, которые соответствуют названному номеру. Дети обязательно сбиваются, глядя на ведущего, который на­меренно путает движения.

"Хамелеон"

В этом упражнении может участвовать как группа детей, так и один ребенок. Взрослый рассказывает о том, что хамеле­он - это ящерица, умеющая менять свою окраску в зависимос­ти от того места, на котором она находится. Таким образом она маскируется, прячется, чтобы ее не нашли враги. Напри­мер, если хамелеон сидит на серой скале, он становится серым, если на зеленом листке, то зеленым и т.д.

Затем ведущий начинает задавать вопросы: какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть на красно-кирпичной крыше, на желтой соломе, на черном камне, на шахматной доске, на спине жирафа?

Дети должны отвечать быстро, после чего обсуждаются вер­ные и неверные ответы. Можно изменять условия: побеждает тот, кто быстрее ответит, или тот, кто допустит меньше оши­бок.

"И я там был..."

Ведущий-взрослый объясняет: “Я буду рассказывать вам истории из моей жизни - о том, где я был, что видел. После каждого предложения я буду делать паузу (некоторое время молчать). Если сказанное подходит по смыслу, то вы можете в это время вставить слово “И я”. Если же они не подходят, луч­ше промолчать. Итак, начали”.

Ведущий рассказывает: “Шел я как-то по лесу ...” Дети: “И я”. “Вдруг вижу - лисица с лисятами возвращается в норку”. Дети молчат. “Я бросил ком снега, лисята как заверещат с ис­пугу!” Дети: “И я” - все смеются и т.д.

Сюжет истории должен включать смешные и неожиданные повороты событий, чтобы дети были внимательны.

"Что изменилось?"

Лучше всего, если в данном упражнении будут участвовать 7-9 человек. Дети становятся в одну шеренгу по росту. Веду­щий вызывает двух детей, ставит их лицом к шеренге и пред­лагает запомнить внешний вид каждого участника. На это да­ется 1-2 минуты. Затем эти два участника удаляются в другую комнату. Тем временем другие дети вносят мелкие изменения во внешний вид (изменяют прическу, прикалывают значки, расстегивают пуговицы и т.д.). После этого поочередно вызы­ваются соревнующиеся и их просят указать, что изменилось во внешнем виде товарищей. Победителем считается тот, кто обнаружит больше изменений. Если нет возможности собрать большую компанию, мож­но использовать следующий вариант этого упражнения. Раз­ложите на столе перед ребенком примерно 10 предметов, по­просите его отвернуться и в это время поменяйте расположе­ния предметов. Затем попросите ребенка ответить, что же из­менилось?

  Используемая литература:

1. Развитие внимания ребенка / Серия «Библиотечка родителей: Ребенок готовится к школе», вып. 5 / Составители Худенко Л.А., Дыгун М.А. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1996. – 12 с.

Игры для развития памяти

"Пуговицы"

Данное задание направлено на развитие памяти и внима­ния. В нем должно быть двое участников. Пред участниками лежат два одинаковых набора пуговиц, внутри которых ни одна пуговица не повторяется. Для начала бывает достаточ­но взять всего 3 пуговицы, но при этом перед участвующими лежит весь набор, из которого они выбираются.

У каждого участника есть игровое поле, разделенное на клетки. Чем сложнее задание, тем больше клеток должно со­держать поле; для начала достаточно 4 или 6. Пуговицы кла­дутся на клетки поля. Водящий располагает их по собствен­ному желанию, дает партнеру некоторое время на то, чтобы запомнить их расположение (20-30 сек.) и накрывает поле ли­стом бумаги. Второй участник должен выбрать из своего на­бора такие же пуговицы и воспроизвести на своем поле их взаиморасположение. Затем первый игрок открывает свое поле, и оба проверяют правильность решения.

Обычно на первом этапе дети не могут играть правильно, следует обучить их помогать себе, описывая вслух взаиморасположение пуговиц. При этом рекомендуется особенно следить за тем, чтобы ребенок правильно ориентировался и не путался в направлениях “вверх”, “вниз”, “влево”, “впра­во”.

Данное упражнение позволяет достаточно эффективно раз­вивать память ребенка. Одним из его достоинств является то, что задания можно усложнять. В дальнейшем можно перейти к схожим, но более сложным упражнениям. Одно из них пред­ставлено ниже.

«Бабушка укладывает в свой чемодан»

Данное упражнение направлено на развитие механичес­кой памяти. Лучше всего, когда в упражнении участвуют 3-5 человек. Взрослый начинает рассказ: “Бабушка укладывает в свой чемодан расческу”. Следующий участник должен по­вторить уже сказанное, добавив следующий предмет: “Бабуш­ка укладывает в свой чемодан расческу и тапочки” и т.д. Уп­ражнение продолжается до тех пор, пока ряд не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести. У детей это может быть 18-20 предметов.

"Дверная скважина"

Упражнение позволяет развивать зрительную память и пространственное мышление. Желательное число участников - 4-5 человек.

Перед тем как выполнять упражнение, необходимо подготовить небольшую яркую и подробную картинку и лист бумаги, примерно вчетверо превосходящий по площади размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие в форме дверной скважины.

Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед участниками. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победите­ля, который рассказал наиболее правильно и подробно.

"Кто быстрее соберет?"

Это задание направлено на развитие зрительно-моторной памяти.

Взрослый раскладывает на столе пять различных предме­тов, например, ключ, расческу, ручку, кубик, ножни­цы. Кому-либо из участников завязывают глаза, и он должен с максимальной скоростью, но не больше чем за минуту, со­брать эти вещи в том порядке, который указывает взрослый. Взрослый может поменять положения предметов, и их по оче­реди должны собрать другие участники. Тот, кто делает это быстрее других, считается победителем.

Используемая литература:

1. Развитие памяти ребенка / Серия «Библиотечка родителей: Ребенок готовится к школе», вып. 4 / Составители Худенко Л.А., Дыгун М.А. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1996. – 12 с.

Игры для развития мышления

"Кто летает?"

Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с груп­пой ребят. Она учит детей выделять главные, существенные признаки предметов.

Игра проводится так: родитель является ведущим. Он го­ворит следующее: "Внимание. Сейчас мы выясним, кто может летать, а кто не может. Я буду спрашивать, а вы сразу, без пауз, отвечайте. Если назову кого-либо или что-либо, способное летать, например, стрекозу, отвечайте: "Летает ", - и показы­вайте, как она это делает, разведя руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: "Поросенок летает?" молчите и не подни­майте руки.

Итак, отвечайте. Орел летает? Воробей летает? Корова ле­тает? Змея летает? Самолет летает? Собака летает? Змей лета­ет? Вертолет летает?”

"Съедобное - несъедобное"

Эта игра проводится с использованием мяча. Она продол­жает знакомить ребенка с существенными признаками, свой­ствами предметов, а также способствует формированию вни­мания ребенка.

Можно играть с одним ребенком или с группой ребят. Бо­лее старшие дети могут играть с младшими.

Ведущий объясняет детям: “Я буду называть предметы (на­пример, яблоко, апельсин, сыр, хлеб, мяч, окно, кукла, мел, лук, книга и т. д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать брошенный мяч и передвинуться по "клас­сам" вперед на одну клетку". Если названный предмет не съе­добен, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем также передвинуться вперед на одну клетку ". Если дан неправиль­ный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобен, или пой­ман, хотя предмет не съедобен), то ребенок должен остаться в прежнем классе. Классов можно нарисовать мелом до 10, если вы играете с одним-двумя детьми, или 5-6, если играете с 4 - 5 детьми. Тот ребенок, который первым приходит в последний класс, становится ведущим.

Для знакомства с признаками предметов можно использо­вать различные загадки.

 

Загадки

Предложите отгадать ребенку предметы, о которых говорится в загадках. При этом обратите его внимание на то, что все отгадки связаны со школой. Если ребенок испытывает трудности, пусть внимательно посмотрит на картинку и попытается ответить.

1. Если ей работу дашь –                       

Зря трудился карандаш.

2. Не куст, а с листочками,                       

Не рубашка, а сшита,                         

Не человек, а рассказывает.

3. Белый камушек растаял,

На доске следы оставил.

4. До чего же скучно братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог.

5. Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю –

Где была пустота.

Там глядишь - красота!

6. То я в клетку,

То в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать...

Что такое я?...

7. В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий

И на много-много лет

Оставляет черный след.

"Назови предметы одним словом"

Учить ребенка нужно не только по картинкам. Необходи­мо знакомить его с такими понятиями, как страна, сторона света и др.

Задания даются следующим образом: перечисляем несколь­ко предметов, просим сказать, что их объединяет, как их мож­но назвать одним словом.

а) суп, каша, гуляш, кисель (еда);

б) роза, тюльпан, ромашка, колокольчик (цветы);

в) стол, шкаф, кровать, диван (мебель);

г) лошадь, корова, овца, свинья (домашние животные);

д) волк, лиса, медведь, заяц (дикие животные);

е) капуста, картофель, лук, свекла (овощи);

ж) пальто, шарф, куртка, костюм (одежда);

з) туфли, сапоги, кроссовки, босоножки (обувь);

и) шапка, кепка, тюбетейка, берет (головные уборы);

к) липа, береза, ель, сосна (деревья);

л) зеленый, синий, красный, желтый (цвета);

м) шар, куб, ромб, квадрат (геометрические фигуры);

н) врач, учитель, милиционер, продавец (профессии);

о) телевизор, утюг, пылесос, холодильник (электротехника);

п) автомобиль, трактор, трамвай, автобус (транспорт).

Используемая литература:

1. Развитие мышления ребенка / Серия «Библиотечка родителей: Ребенок готовится к школе», вып. 2 / Составители Худенко Л.А., Дыгун М.А. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1996. – 12 с.

свернуть

Ваш ребенок идет в школу

Памятка «Ваш ребенок идет в школу»

  1. Поддержите в ребенке стремление стать учащимся. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость нового положения и деятельности.
  2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учится. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  4. Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите  за его соблюдением.
  5. Обратите внимание на трудности, возникшие у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у него, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  6. Поддержите ребенка в его желании добиться успеха. Обязательно найдите, за что можно его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ( «Молодец!», «Ты отлично справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения ребенка.
  7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте  мнение вашего ребенка о его педагоге.
  9. Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У Первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

 

Картинки по запросу первый раз в первый класс

 

 

      Литература:

  1. Губар А.  «Ваш ребенок идет в школу» / А. Губар // Пралеска. – 2018. №8. С. 73.
свернуть

"Ребёнок и книга"

«Ребёнок и книга»

       Цель: формирование у родителей представления о необходимости приобщения детей к книге; развитие интереса к формированию интеллектуальных умений детей с помощью книг.

        Не только в детском саду, но и дома, в семье надо  детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Как говорил Антон Павлович Чехов: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение. Трудно переоценить значение литературы для развития ребёнка. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления  о прекрасном.

            Для чего нужны детям книги?

      Как гласит народная пословица «Испокон века книга растит человека». Книги расширяют наш кругозор, делают нас духовно богаче, дают пищу уму и волнуют наши чувства, помогают понять самих себя, учат жить и бороться. Книги – богатейшая сокровищница. В них вся многовековая история человечества, история его борьбы, поражений и побед, радостей и страданий. Александр Герцен назвал книгу «духовным завещание» одного поколения другому. Как много знали бы мы о жизни, например, греков без «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, о Франции без О. де Бальзака и Э.Золя, о Беларуси без «Песни о зубре» М.Гусовского. Да, книги, рассказывая о прошлом, приоткрывают завесу будущего, помогают понять тайны природы и учат любить её, раскрывают красоту мира и величие человека, повествуют о достижениях всех времён и народов, о подвигах и славе.

                                             Как прививать детям интерес к чтению книг?

Рекомендации по развитию читательского интереса у детей.

*Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.                                                                          

*Выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

*Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

*Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

*Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.

*Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

*Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил этот текст.

*Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями  от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

*Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

*Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

*Дарите своему ребёнку хорошие книги с добрыми и тёплыми пожеланиями.

   Каждая прочитанная книга -  это ступенька вверх в развитии ребёнка, в познании окружающего мира и самого себя. Для ребёнка любого возраста можно подобрать книгу, которая покажется ему интересной. Это заложит потребность и желание читать в будущем.

                                            Как правильно выбрать книги для чтения?

   Любящие родители очень серьёзно подходят к вопросам воспитания. Понимая, что именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию, родители с раннего возраста читают детям книжки. Но не все книги подходят для чтения, даже если они детские. Очень важно при выборе книг учитывать возраст, психологические особенности ребёнка, его интересы. Разнообразие детских книг в магазинах удивляет, но не всегда радует, так как выбрать достойную, а главное полезную книгу очень сложно. Помните, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное – это содержание. Лучше всего заранее знать, что нужно читать ребёнку в дошкольном возрасте. Выбирать книгу можно очень долго: перелистывать её, читать содержание или некоторые фрагменты, поэтому, чтобы визит в книжный магазин не затянулся на несколько часов, нужно идти туда с подготовленным списком необходимой литературы. Выбирая книги для детей, не верьте громким названиям, вроде «Самые лучшие сказки». Не нужно покупать и слишком толстую книгу, вашему ребёнку её неудобно будет держать в руках, а значит, и читать он её не будет. Если вы выбираете сборники, обязательно прочтите не только оглавление, но и фрагменты нескольких произведений, тексты в таких книгах бывают просто не читаемы, встречаются даже речевые ошибки или вовсе произведение написано в кратком содержании. У детей в дошкольном возрасте ещё конкретное мышление, для них чётко должны быть разделены такие понятия как добро и зло. Поэтому сюжетная линия не должна быть запутанная, а герои должны разделяться на положительных и отрицательных. Среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё ещё сказки. Предоставьте ребёнку право выбора в домашней детской библиотеке, пусть он сам решает, какую книгу он будет читать сегодня вечером, так этот процесс для него будет более непринуждённым, к тому же вы лучше узнаете интересы вашего малыша.

         У каждого человека – свой путь к книге. Помочь своим детям найти этот путь, чтобы потом они могли учиться у книг жить, черпать в них мужество и силу, обогащаться духовно -  это ли не благородная цель? В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.  Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребёнку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим  очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная , грамматически правильно построенная речь.

 

Литература: Хамраева, А. Книга… из прошлого в будущее / А. Хамраева // Пралеска.- 2012.-№5.-с.25-26

Изображение

свернуть

Навыки дошкольника,необходимые для успешного обучения в школе

Навыки дошкольника,

необходимые для успешного обучения в школе

1. Память, внимание, восприятие

Состояние памяти, внимания и восприятия ребенка существенно влияют на определение готовности к школе.

Перед школой дошкольник:

  • запоминает 6-8 слов или картинок (зрительно или на слух, сравнивать изображения;
  • находит отличия или одинаковые изображения;
  • умеет быстро и без ошибок зачеркивать или обводить заданные предметы или буквы.

Ели эти задания окажутся трудными в выполнении, обязательно надо упражнять в них дошкольника, выполняя задания на развитие внимания, восприятия и памяти.

2. Мелкая моторика

К первому классу у ребенка должна быть хорошо сформирована мелкая моторика  ведущей руки.

Если ребенок пишет неровно, рука дрожит, он делает много ошибок, быстро устаёт при письме, плохо проводит заданные линии, криво выполняет обводки и штриховки, ему сложно будет осваивать письмо прописными буквами в школе.

Значит перед школой необходимо много заниматься тренировкой мелкой моторики ведущей руки.

3. Усидчивость, высокая мотивация к обучению

На показатели готовности к школе  существенно влияют высокая мотивация к обучению, а также  хорошая концентрация на процессе обучения и самоконтроль, а проще говоря – усидчивость.

Если ребенок плохо концентрируется на учебной деятельности, быстро отвлекается и соскальзывает с занятий на игровую деятельность, допускает много ошибок из-за низкой концентрации внимания, то говорить о поступлении в школу – преждевременно.

Сперва надо развить эти качества у дошкольника! Как правило, такие дети не испытывают желания идти в школу, они не понимают, зачем нужно учиться. И это также говорит о незрелости функций, определяющих готовность ребенка к школе.

Насильно невозможно заставить ребенка проявлять интерес к учебе! Вы потратите его и свои нервы, но не добьетесь желаемого.  Лучше побольше играть с ребенком в речевые игры и логические игры, повышая интерес к занятиям и дать время ребенку повзрослеть, через год эти процессы будут функционировать лучше, а значит – обучение в школе будет успешным и будет доставлять удовольствие.

 

Литература:

Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников

// Логопед, 2005 - №3

Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи  –– М.: В.Секачев, 2005. – 16с.

 

 

свернуть

Прививаем детям дошкольного возраста любовь к чтению

Советы  родителям.

Прививаем детям дошкольного возраста

любовь к чтению.

     Если родителям сложно углубляться в специальные знания, им помогут актуальные  приемы, эффективно используемые в семейном воспитании.

-Чтобы чтение стало нормой для детей дошкольного возраста и младших школьников, оно должно стать образом жизни всей семьи.

-Книжки подбираются, исходя из возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Сначала малышу покупают специальные книжки-малышки с пластиковыми страницами. В дошкольный период количество книг увеличивается, меняется их содержание и материал. Яркие, красочные иллюстрации, крупный шрифт способны привлечь внимание детей. К школе у будущего первоклассника должна быть солидная детская библиотека.

-Использовать  разные приемы чтения: читать по ролям; поочередно (начинает взрослый, продолжает  ребенок); заинтересовать загадкой: «Я загадаю героя, а ты в тексте найди его описание»; заинтриговать сюжетом, остановившись на самом интересном месте.

-Устраивать театрализованные  представления по мотивам сказок на семейных праздниках, днях  рождения, когда ребятишкам нужно выучить свою роль.

-Когда ребенок дошкольного возраста или младший школьник научился довольно сносно читать, нужно обязательно  перейти к отработке выразительного чтения с интонациями, логическими  паузами, что тоже немаловажно для формирования любви к чтению. Ведь чаще всего трудности, встречающиеся на пути ребятишек, не дают им возможности полюбить чтение.

      По мнению психологов, период привития любви к чтению достаточно короткий:  начиная с дошкольного возраста до девяти лет (обучение в начальной школе), а дальше делать это будет чрезвычайно трудно. Поэтому родителям не стоит надеяться только на работу  учреждения  дошкольного образования или школы, так как задача по воспитанию читающего ребенка ложится именно на вас.

 

 

Литература:

        Групповые родительские собрания в учреждениях дошкольного образования/ сост.: Г.И.Масько, А.Ч.Млечко, С.В.Орлова; под общ.ред. О.П.Жихар.- Минск: Зорны Верасок,2018.- 132с.

свернуть

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Начало учебы ребенка в первом классе – это очень ответственный и достаточно сложный период в жизни не только каждого малыша, но и его родителей.  Множество нового появиться в жизни малыша: это и новые знакомства, как с ровесниками, так и с взрослыми; и новые взаимоотношения; и новые обязанности. Изменится вид деятельности: в настоящий момент основной деятельностью вашего малыша является игра, с приходом к школе основной деятельностью станет учеба, которая потребует определенных знаний, новых усилий,  умений и навыков с его и вашей стороны. В психологии выделяют такое понятие, как «готовность ребенка к учебе». Необходимо сразу разделить понятие педагогической и психологической готовности к школе. Под педагогической готовностью, как правило, имеется в виду умение читать, считать и писать. Однако само по себе наличие лишь этих умений и навыков не является гарантом того, что ребенок будет учиться успешно. Психологическая готовность к обучению в школе включает такие компоненты:

1. физиологичная готовность;

2. интеллектуальная (познавательная) готовность;

3. эмоционально-волевая готовность;

4. социальная готовность;

5. мотивационная готовность.

     Физиологическая готовность означает достаточный уровень дозревания организма ребенка, состояние его здоровья. Понятно, что здоровые дети лучше приспособятся к изменениям, связанным с началом учебы.

    Интеллектуальная (познавательная) готовность связана с соответствующим уровнем развития познавательной сферы ребенка, то есть тех процессов, благодаря которым ребенок познает окружающий мир: мышление, внимание, память, восприятие, воображение. Ребенок должен уметь анализировать, устанавливать связи,  сравнивать, обобщать, определять главные и второстепенные признаки предметов и явлений. Чем выше уровень внимания, тем выше будет эффективность учебы. Учеба ставит перед ребенком новые задания, непохожие на те, которые он привык выполнять во время игры. Учебные задания, в отличие от игровых, содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует гораздо большего сосредоточения.

    Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, прилагать усилия для реализации цели, преодолевать препятствия, выполнять не интересную, но полезную работу.

      Социальная готовность. Она содержит в себе сформированость у ребенка качеств, благодаря которым он может общаться с другими детьми и учителями. Это и желание общаться, и умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками  и взрослыми; умение уступать, подчиняться интересам детской группы, класса; уважение к желаниям других людей. Вообще, ребенок поводит себя с другими детьми в школе так, как видит это и слышит дома. То есть  его взаимоотношения с другими детьми являются зеркалом того, какие взаимоотношения господствуют в семье. Именно в семье ребенок получает первые образцы общения. Если дома ребенок является свидетелем неуважения членов семьи друг к другу, ссор, драк, то он считает такое поведение нормальным и сам начинает так вести себя в школе.

Мотивационная готовность сформирована, если у ребенка есть желание ходить в школу, есть стремление добывать знание, узнавать новое, интересное, исполнять новую социальную роль – роль школьника. И здесь многое зависит от родителей. Не запугивайте малыша школой, фразами подобными такой: «Вот пойдешь в школу – там тебе покажут!», наоборот, постарайтесь настроить его положительно: «В школе будет интересно, радостно, ты узнаешь много нового и полезного».

Список использованных источников:

1. Коренева, Л. Ребенок на пороге школы / Л. Коренева // Пралеска. – 2006. – № 6. – С.50.

Пусть учеба будет в радость, а не в тягость!!!

свернуть

Практические советы родителям по подготовке детей к школе

1. Следует постепенно приучать будущего первоклассника к самостоятельнос-ти: просить помочь накрыть на  стол, убрать  в  комнате, застелить  постель  и т.д. В данный  период  очень  важно  соблюдать  распорядок  дня, чтобы  Ваш ребенок  привыкал ложиться спать и вставать в определённое время (это значительно снизит вероятность возникновения трудностей в адаптации).
2. Также очень важно, чтобы ребёнок знал свой точный домашний адрес и телефон, имел базовые знания о правилах дорожного движения. 
3. Готовя ребенка к школе, старайтесь прибегнуть к помощи профессионалов. Помните, что познавательная сфера вашего ребенка нуждается в профессио-нальном развитии.
4. Главное в подготовке ребенка к школе — создать мотивацию и радостное ожидание. Помните, что с приходом в школу ребенок меняет социальную площадку.
5. Если вы дома хотите заниматься с ребенком, используйте методическую литературу. Помните, что педагогика — это наука.
6. Озаботьтесь заранее формированием навыков самостоятельности у своего ребенка. Помните, что в школе без них вашему ребенку  будет очень трудно.
7. Не старайтесь сдерживать эмоции своего ребенка при их проявлении. Помните, что у  младшего школьника эмоциональная сфера развита более чем волевая и интеллектуальная.
8. Если ребенку нравится заниматься художественным  творчеством, поддержите его. Помните, что эстетическое развитие вашего ребенка во многом определит развитие его личности в целом.
9. Постоянно читайте с ребенком и мотивируйте его на самостоятельное чтение. Помните, что владение техникой чтения позволит вашему ребенку овладеть и другими учебными навыками.
10. Занимайтесь с ребенком подготовкой к школе в игре. Помните, что для дошкольника игра — ведущий вид деятельности.
11. Не пускайте на самотек просмотр вашим ребенком телевизионных прог-рамм. Дозируйте такие просмотры как по времени, так и по содержанию. Старайтесь обсуждать с ним увиденное. Помните, что телевизор способен внедряться в сознание вашего ребенка и изменять его.
12. Если ваш ребенок неуверен в себе, значит, где-то в детстве вы упустили момент. Постарайтесь переломить ситуацию. Помните, что только создание ситуаций успеха и вера в ребенка помогут вам.

 По материалам сайта: shirokoe.schools.by.

свернуть

Рекомендации для родителей О чём стоит знать родителям будущего первоклассника?

Рекомендации  для родителей

О чём стоит знать родителям будущего первоклассника?

-Иногда родители начинают загружать малыша ещё до школы, превращая его в ученика раньше времени. А некоторых детей недостаток  времени для игр приводит просто в отчаяние. Стоит ли удивляться, что к учению такой ребёнок не испытывает особо тёплых чувств.

-В безудержном стремлении дать ребенку полноценное и разностороннее образование  нетрудно потерять чувство меры. Родителями часто не учитываются его реальные возможности. Многочисленные дополнительные занятия иногда не развивают ребенка, а истощают его. Не хватает свободного времени для саморазвития, собственных интересов, общения со сверстниками.

-Вольно или невольно родители формируют у будущего первоклассника определенное отношение к школе. Одни заранее пугают: «Вот пойдёшь в школу, там тебя заставят трудиться!». Другие, наоборот, уверены в способностях своего чада и готовят его только к успехам, а не к трудностям.

-Отрицательное отношение к учению может возникнуть, если  родители требуют от ребёнка совершенства во всём. И каждую низкую отметку воспринимают  как трагедию. Не следует ждать только наивысших результатов, требовать, чтобы ребёнок был отличником.

-Необходимо научить ребенка относиться к ошибкам и неудачам как к чему-то неизбежному, но полезному. Поддерживать уверенность в себе, чувство, что он  преодолеет любые трудности и в то же время всегда может полагаться на вашу помощь, учить рассчитывать свои силы.

-У ребёнка могут не сложиться  отношения с учителем или одноклассниками. Необходимо научить его видеть причины своих неудач не только во внешних обстоятельствах (не та школа, злой учитель, плохие одноклассники), но и в себе самом, понимать эти причины и исправлять их.

-Особое внимание следует обращать на распорядок дня детей – это условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы. Он организует деятельность, приучает к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени. Если распорядок не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться его выполнения.

-Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили время в праздности, которая порождает лень.

 

Литература:

Свирченко, Е. Впереди  школа / Е.Свирченко // Пралеска.- 2014.- №9.- с.57.

 

 

свернуть

Тест для родителей «Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу?»

Тест для родителей

«Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу?»

1. Вы считаете, что Вашему ребенку будет трудно учиться в школе?

2. Вам кажется, что Ваш ребенок будет учиться хуже других детей?

3. Вы опасаетесь, что придя в школу, Ваш ребенок будет чаще болеть?

4. Вы не можете себе представить, что Ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счетом?

5. Вы думаете, что он не сможет быть лучше всех?

6. Вы считаете, что дети-первоклассники не умеют быть достаточно самостоятельными?

7. На Ваш взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребенка?

8. Вы считаете, что дети-первоклассники не умеют быть достаточно самостоятельными?

9. Вас волнует вопрос, будет ли первый учитель внимателен к Вашему ребенку?

10. Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учительницы Вашего ребенка?

11. По Вашему мнению, в таком возрасте ребенка лучше обучать дома, чем в школе?

12. Вам кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить?

13. Вы опасаетесь, что дети будут обижать и дразнить Вашего ребенка?

14. Вы считаете, что Ваш малыш значительно слабее своих сверстников?

15. Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребенок станет непослушным?

16. Вы боитесь даже думать о том, как Ваш ребенок будет обходиться без дневного сна?

17. Ваш ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»

Ответ «да» - 1 балл, «нет» - 0.

Результаты теста:

10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием ребенка, поиграйте в школу. Если уровень Вашей тревожности не снизился – обратитесь к психологу.

5-10 баллов. Вы не уверенны в успехе ребенка. Это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, Вы станете спокойнее и правильно подготовите ребенка к обучению в школе.

4 и менее баллов. Вероятно, Вам сопутствуют оптимизм и уверенность. Хорошим советом для Вас будет не быть беспечным и невнимательным.

 

Литература:

Свирченко,Е. Впереди школа / Е. Свирченко // Пралеска.-2014.-№9.-с.58.

 

свернуть

Как подготовить ребенка к школе и развить его способности

Рекомендации для родителей

          Как подготовить ребёнка к школе и развить его способности

       Подготовка к школе – серьёзная и трудная задача. От её решения  адаптация в школе и классе, психологическое благополучие первоклассника. Именно поэтому каждый ответственный и любящий родитель задается вопросом: как создать необходимые условия для развития своего ребенка и его успешной подготовки к обучению в школе. В качестве ответа на него предлагается несколько полезных практических рекомендаций.

1.Большое внимание уделяется чтению.

2.Обязательно обсуждайте читаемое с ребенком произведение.

3.Тщательно отбирайте художественные произведения.

4.Сами читайте художественную литературу, в том числе современные произведения белорусских и зарубежных авторов для детей, обсуждайте в семье литературные новинки.

5.Посещайте с ребенком библиотеку, научите самостоятельно выбирать книги.

6.Не бойтесь признаться, что чего-то не знаете. Ищите ответы на возникающие у ребенка вопросы вместе, приучайте его самостоятельно добывать знания, используя словари, энциклопедии, интернет и др.

7.Стимулируйте любознательность ребенка, побуждайте его задавать вопросы, интересоваться причинами происходящего вокруг и с ним самим.

8.Не устанавливайте для ребенка границ в приобретении знаний.

9.Приучайте ребёнка планировать свою деятельность и самостоятельно анализировать осуществление её отдельных этапов и полученных результатов.

10.Повышайте общий уровень осведомлённости ребенка об окружающей действительности. Например, о животном и растительном мире, технике и транспорте, профессиях и др.

11.Приучайте ребенка обращать  внимание на общий принцип решения любой задачи. Важно нацелить ребенка на понимание сути задания, а не на бездумное копирование по образцу, указать на возможность использования  прошлого опыта.

12.Уделяйте внимание физическому развитию ребенка,его общей физической подготовке.

13.Развивайте творческие и художественные способности ребёнка. Вместе посещайте музеи, выставки, картинные галлереи, знакомьте малыша с работами известных художников, прививайте любовь к прекрасному, учите получать эстетическое наслаждение от прикосновения с искусством.

14.Развивайте музыкальные способности ребёнка. Вместе слушайте музыкальные произведения разных стилей и жанров, посещайте концерты, делитесь своими впечатлениями, обсуждайте, учите описывать свои чувства, возникающие в воображении образы.

15.Вовлекайте ребенка в совместную деятельность. Важно, чтобы он чувствовал себя частью семьи, свою значимость для вас, учился сотрудничать при выполнении различных заданий, стремился помочь, приобрести полезные умения и навыки.

                                  Желаем  успеха!

Литература:

Гапанович-Кайдалова,Е.  Как подготовить ребёнка к школе и развить его способности / Е.Гапанович-Кайдалов//Пралеска.-2021.-№2.-с.10-13.

 

свернуть

Сотрудничество с ГУО "Вилейская гимназия № 1 "Логос"

свернуть
поделиться в: